Портрет как способ создания образа. Анализ портретной характеристики Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Начать можно с изложения способов создания образа. Не случайно портрет следует сразу за сюжетом. Это очень важный и действенный прием.
Портрет в литературе как один из основных способов создания образа используется всегда. Но воссоздан он может быть по разному:
- портрет паспортных примет, когда внешность передается последовательно, черта за чертой (Тургенев, Некрасов «Тройка»);
- портрет с истолкованием, когда автор, сообщая какую-то подробность внешности, тут же сообщает, какую черту характера, личности эта подробность представляет (Лермонтов); чаще всего это полный и цельный портрет (весь в одном месте, максимально полной описание внешности),
- портрет с доминантой, когда сообщаются и настойчиво подчеркиваются немногие характерные особенности внешности (Толстой, Достоевский, романтики). Такой портрет чаще бывает фрагментарным и разбросанным.
По времени представления портрет может быть предваряющим (Базаров), в момент знакомства (Павел Петрович Кирсанов), запаздывающим (Печорин, Раскольников).
По объему — полным или фрагментарным.
По месту — цельным или раздробленным.
Черты лица: особое внимание глаза, рот.
Фигура (рост, сложение)
Походка
Мимика — особое внимание — улыбка
Жестикуляция
Манера одеваться
Встречаясь с героем, мы всегда ждем описания его, но в лермонтовском романе первое упоминание о внешности героя дает вскользь Максим Максимыч, а сам подробный портрет появится значительно позже. Это как бы композиционное повторение структуры самого романа — постепенное приближение к герою.
В романе «ГЕрой нашего времени» исключительно большое значение имеет портрет Печорина, нарисованный наблюдательным автором путевых заметок. Рассказчик — не Лермонтов. Хотя многие характеристики и совпадают. Но мы не можем говорить здесь о том, что портрет дан Лермонтовым. Этот портрет предваряет «Журнал Печорина» и подготавливает восприятие читателя, многое объясняя в сложной и противоречивой натуре Печорина, с которым по рассказу Максима Максимыча он уже знаком. Но Максим Максимыч, любя Печорина, многого в нем не понимает, поэтому портрет (первый психофизиологиче
Основное в портрете Печорина — показ не внутреннего состояния, а сущности личности.
Лермонтов откровенно любуется героем (позже в Журнале Печорин будет также любоваться собой), причем в начале подчеркиваются мужественность его красоты: «широкие плечи», «крепкое сложение». Затем появляются черты скорее женские — выход на противоречивость натуры: «маленькая аристократическа
Контрасты продолжаются:
перчатки «нарочно сшитые» по руке — и запачканные;
походка «небрежна и ленива, но… верный признак скрытности характера»;
«способность переносить все трудности кочевой жизни» — и «нервическая слабость»;
возраст на первый взгляд — 23, на второй—30;
«детская улыбка» — и следы морщин;
светлые волосы при черных бровях и усах.
Последнее, по Лермонтову, «признак породы в человеке» по аналогии с лошадьми—замечан
Главная, по Лермонтову, «странность» — «он
А что мы уже знаем о Печорине, что могло бы подтвердить эту заявку?
И когда к концу книги читатель выяснит, что «исключительная натура» поменял несколько женщин, застрелил на дуэли одно ничтожество, скрутил свихнувшегося пьяницу—и все!?—не этим ли разочарованием хотел Лермонтов «запустить» читательскую мысль?
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.