0
(0)

Анализ сцены «Последнее свидание Катерины с Борисом» из V действия драмы А. Н. Островского «Гроза»)

А. Н. Островский, автор многочисленных пьес, поистине считается «певцом купеческого быта». Именно изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, названного Добролюбовым в одной из статей «темным царством», стало главной темой творчества Островского.

Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим чувствам в муже, полюбила другого человека. Мучимая угрызениями совести, а также не желая лгать, она признается в своем поступке в церкви, всенародно. После этого жизнь ее становится настолько невыносимой, что она кончает самоубийством. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Дикой), и почтенные матери семейств – блюстительницы местных нравов (Кабаниха), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные ученые-прожектеры (Кулигин) и др. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они как бы распадаются на два лагеря, которые условно можно было бы назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» составляют люди, в чьих руках сосредоточена власть, те, кто может оказывать влияние на общественное мнение в городе Калинове. В первую очередь это Марфа Игнатьевна Кабанова, которую в городе уважают, считают образцом добродетели и хранительницей традиций. «Ханжа, – говорит о Кабановой Кулигин, – нищих оделяет, а домашних заела совсем…» Особенно подавлен властью матери Тихон, муж Катерины. Он охвачен одним только нехитрым желанием – вырваться, пусть и ненадолго, из дома и погулять всласть. В сцене прощание его с Катериной это особенно чувствуется. Несмотря ни на какие мольбы, Тихон отказывается взять жену с собой в поездку. Он рад свободе. Катерина решается на встречи с Борисом, надеясь найти в нем утешение, но судьба распоряжается иначе – драматична развязка взаимоотношений Катерины и Бориса в финале пьесы (сцена из V действия драмы).

Уже с первого свидания Катерина понимает, что любовь к Борису может закончиться для нее смертью, но со всей страстью отдается своему чувству. Она признается, что полюбила Бориса с первого взгляда: «С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты, хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы». Борис несказанно рад, клянется в любви, но на сомнения возлюбленной о будущем, говорит, что это было решение Катерины, то есть,
он уже с самого начала, ответственность за их отношения перекладывает на плечи женщины. Катерина принимает правила «игры».

При последней встрече, перед поездкой Бориса в Сибирь, куда его отправляет дядя, Катерина подтвердила свою готовность идти за ним на край света, умоляя Бориса, как и Тихона, взять ее с собой. Мольбы эти перекликаются с русской народной песней, где влюбленная женщина просит любимого взять ее с собой: «Миленький, ты мой, возьми меня с собой, там, в краю далеком, я буду тебе женой». Судьба героини песни повторяется в судьбе Катерины – обе отвергнуты под благовидными предлогами. Однако Бориса все-таки беспокоит, что станется с возлюбленной, не обижает ли ее муж. Тихон, узнав об измене жены, простил ее. Он «то ласков, то сердится, да пьет все», – говорит Катерина. А вот свекровь и домашние смеются ей в глаза, издеваются над ней. «Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!» – сожалеет Борис. Он действительно любит Катерину, но абсолютная зависимость от дяди, лишившего его денег, не позволяет Борису принять ответственного решения – увезти Катерину с собой. Борис просит у Бога смерти для возлюбленной, прекрасно понимает, что ее изживут со свету родственники. Катерина же напутствует Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай да
прикажи, чтоб молились за мою грешную душу». Оба отдают себе отчет, в чем будет заключаться развязка отношений – в смерти Катерины.

Итак, сцена последнего свидания Катерины с Борисом играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ярко проявилась невозможность существования светлых и чистых чувств в «темном царстве», где нет место любви, нежности, жалости, в конце концов, где все строится на подавлении личности, на изживании человеческого в человеке. В данном эпизоде противостояние между представителями «темного царства» и его жертвами накаляется до предела. И то, что Катерина кончает жизнь самоубийством – логический исход описываемых выше событий. Озаренный мгновениями счастья и любви «лучик света» гаснет в «темном царстве» кабаних и безвольных тихонов. Смерть Катерины, полюбившей так, как
могут любить только очень сильные натуры, в конце драмы закономерна, – для нее нет иного выхода. Жизнь по законам «темного царства» для нее хуже смерти, смерть души страшнее гибели телесной. Ей не нужна такая жизнь, и она предпочитает с ней расстаться.

 

0 / 5. 0

.