0
(0)

Последний монолог Катерины находится в 4 действии, явлении 6. Общая композиция “Грозы”: 1 действие — экспозиция, Катерина впервые говорит о любви к Борису, 2 действие — отъезд Тихона, 3 действие — начало романа Катерины и Бориса, 4 действие — признание Катерины мужу, 5 действие — отъезд Бориса, самоубийство Катерины. То есть эта сцена — кульминация пьесы. Не будь самого признания, это была бы другая пьеса о другом человеке, не будь сцены (пройди она упоминанием) — не было бы открытого, глаза в глаза, столкновения Катерины с “темным царством”.

Все действие происходит в прогулочной галерее на берегу Волги, обстановка не меняется. 5 явлений готовят 6-е. В 1 явлении обыватели беседуют о росписи на стене галереи с изображением геенны огненной — это “ружье” выстрелит в 6 явлении — а заодно еще раз демонстрируют идиотизм калиновской жизни. Во 2 явлении переругиваются Дикой и Кулигин между прочим и о частых в Калинове грозах, и один из немногих симпатичных героев говорит: “Нечего делать, надо покориться” этому воинствующему идиотизму. В 3 явлении Варвара и Борис рассказывают зрителю о состоянии Катерины: “Сама не своя сделалась” . Варвара очень точно прогнозирует поведение Катерины и советует Борису не попадаться ей на глаза от греха подальше. В 4 действии общается все семейство Кабановых, причем Катерина на пределе, а Тихон невольно еще больше мучает ее своими шутками. Вдобавок Борис попадается-таки на глаза Катерине. В 5 действии ждут грозу , и Катерина говорит о том, что гроза убьет именно ее.

Явление 6. Появляется сумасшедшая барыня из 1 действия и выступает на ту же тему о погибельности красоты и невыносимой, нечеловеческой ответственности обладательницы этой красоты, такой, что “в омут лучше с красотой-то!”, иначе в огне гореть неугасимом.

Все здесь против Катерины. Даже совет Варвары помолиться в сторонке дает обратный эффект: Катерина налетает взглядом на роспись геенны огненной, о которой только что вещала барыня. Это последняя капля: “Все сердце изорвалось!” Катерина говорит о своем грехе так, как никогда бы себе не позволила говорить о другом человеке.

Реакция Тихона обнаруживает в нем человека слабого и доброго. Первая мысль — не о своем оскорбленном мужском достоинстве, а о том, чтобы не услышала мать. Он не выносит женских слез — пытается обнять Катерину именно после фразы “И все-то десять ночей я гуляла”.

Варвара действует, как всегда, практично, ссылаясь на состояние аффекта у Катерины. Но этим помочь уже нельзя.

Кабаниха, такое впечатление, ждала Катерининого признания, она с первых слов овладевает ситуацией, деловито выясняет — с кем гуляла Катерина, мимоходом блокирует Варвару и Тихона и наконец торжествует: “Вот куда воля-то ведет!” И эта идейная победа для нее на порядок важнее даже беды сына.

0 / 5. 0

.