2
(2)

ПРЕОДОЛЕНИЕ РОМАНТИЧЕСКИХ ИЛЛЮЗИЙ БАЙРОНИЗМА И РУССОИЗМА В ПОЭМЕ А. С. ПУШКИНА «ЦЫГАНЫ».

Руссо прославлял золотой век человеческой истории. Его романтический герой, уходя от культурной жизни, от «неоли душных городов», стремился вернуться к природе, сблизиться с ней, ибо, по мнению Руссо, человек мог обрести счастье и покой только живя свободной, простой, близкой к природе жизнью. Такой сюжет был очень популярен среди романтиков пушкинского времени и часто встречался в их произведениях.

Также молодое поколение того времени повсюду испытывало «байроническое» разочарование. Романтический герой Байрона утрачивает интерес к жизни и ощущает одиночество. Он отправляется в путешествие, наслаждается красотой далеких краев и радуется собственному уединению. И лишь природа возрождает человека к жизни. Он не может быть счастлив среди «веселии городских», только природа способна дать ему истинное счастье.

Пушкин же в своей поэме «Цыганы» опровергает теорию Руссо и романтические иллюзии Байрона. Человек может обрести счастье не только сблизившись с природой, но и в той среде, где он воспитан, в городе, среди людей и их забав, лишь бы только он имел личную свободу.

Герой Пушкина бежит от культурного общества, от суетной городсткой жизни. Он устремляется к свободным, copyright 2005 ALLSoch.ru живущим простой, близкой к природе жизнью, цыганам. И там он, кажется обретает то, чего он так страстно жаждал и искал — абсолютную, ничем не ограниченную свободу.

Но тут обнаруживается, что Алеко, требующий свободы для себя, не признает ее для других. Он не допускает неограниченности свободы для кого-либо, если она затрагивает его интересы и какие-то его права: «…я не споря от прав моих не откажусь». Туг Пушкин показывает подлинную сущность романтического героя — эгоист, тем самым разоблачая его идеализованный образ.

В «Цыганах» развенчивается также и романтический идеал неограниченной свободы. Пушкин показывает, что полная свобода действий, отсутствие обязательств в жизни свойственна только людям’ ведущим примитивный образ жизни, они ленивы и праздны, робки и добродушны: «…мы робки и добры душою, ты зол и смел — оставь же

Пушкин подчеркивает, что полная свобода в поступках вовсе не дает «вольным» цыганам счастья. Старый цыган так же несчастлив, как и Алеко, но только он смиряется перед своим несчастьем, говоря, что «чередою всем дается радость, что было, то не будет

новь».

Далее сам Пушкин утверждает:

Но счастья нет и между вами,

Природы бедные сыны!…

Развенчивая идеал свободы в своей поэме, Пушкин сам уже давно разочаровался в нем. Уже не признавая романтических иллюзий Байрона и Руссо, отрицая образ романтического героя и идеал свободы поэт еще как бы не знает, чем их можно заменить. Наверное, поэтому Пушкин так трагически и безнадежно заканчивает свою поэму:

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

2 / 5. 2

.