5
(1)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» — тончайшее кружево глубочайших мыслей и пристальнейших наблюдений над преступниками и душевно ненормальными людьми, мыслей и наблюдений, изложенных драматически, то есть воплощенных в перипетиях истории одного тяжелого преступления.

В сущности, в романе мало совершенно оригинальных наблюдений, которые бы представляли новизну, нечто до сих пор не раскрытое, что действительно можно иногда получить при изучении живого материала, с которого пишется картина. Замечательно по глубине следующее размышление Раскольникова: «Его занимал один вопрос: почему так легко выдаются почти все преступления? Он пришел к любопытным заключениям, и, по его мнению, главнейшая причина заключается в самом преступнике; он в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка… Вопрос же: болезнь ли по рождает само преступление или само преступление, всегда сопровождается чем-то вроде болезни?».

Но как все эти мысли ни поражают своею глубиною, в них нет ничего нового для криминалистов, занимающихся изучением преступления на фактах действительности, лично или другими наблюденных. Французский писатель Депан, изучавший психологию преступления по  многочисленным отчетам об уголовных делах во Франции, прекрасно развил мысль о том, что преступление совершается в особом состоянии, когда человеком овладела известная страсть, в котором под всепоглощающим господством одной идеи преступник не замечает таких  мелочей, которых он не пропустил бы без внимания, не будь он сосредоточен исключительно на одной идее, не будь он всецело ею пленен.

Дальнейшие главные наблюдения, сделанные Достоевским: стремление Раскольникова вновь увидеть то место, где им совершено его тяжкое преступление; болезненное влечение, которое его так и толкает к следователю; неудержимое стремление к явке с повинной и, наконец, жажда наказания, счастье нравственного перерождения — все эти наблюдения сделаны тысячу раз, и их верность не подлежит сомнению. Своим дарованием Достоевский создал лишь драматическую, захватывающую фабулу, воплотившую важнейшие наблюдения, какие сделаны в течение веков над миром преступления.

5 / 5. 1

.