0
(0)

Пьеса «Вишневы начинается с рассвета. Рассвет – символ нового дня, новой жизни. Действительно, в судьбах дома и самих героев должны наступить коренные изменения. В доме суета, даже «собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут». Все ждут приезда Раневской и Гаева (сцена из I действия пьесы), с появлением которых происходит завязка сюжета. «Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек», – говорит Лопахин горничной Дуняше. Автор практически не дает личностных характеристик своих персонажей, лишь из отдельных реплик и поступков героев зрители могут составить представление о том или ином действующем лице. Дуняша сильно волнуется, что вызывает недоумение у Лопахина: «Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить». Сам то он, разбогатевший сын крепостного, никогда не забывает, но и не стыдится своего происхождения. Хоть и говорят, «что я хам, я кулак, но это мне решительно все равно», – заявляет Лопахин. Он деловой человек, ценит свое время, дорожит своим благополучием, но всегда рад помочь людям, которых любит, поэтому и предлагает Раневской с Гаевым вырубить сад, а на его месте построить дачные домики. Лопахин уверяет хозяев, что за год они поправят свое трудное материальное положение, и даже разбогатеют. Однако брат и сестра не так практичны, как молодой бизнесмен.

Раневская по приезде из Парижа все еще находится в восторженном состоянии от сознания того, что она дома. «Неужели это я сижу? Мне хочется прыгать, размахивать руками. А вдруг я сплю! Видит бог, я люблю родину, люблю нежно», – признается она. Любовь Андреевна не понимает или не хочет понимать, что семья ее разорена, что предложение Лопахина сулило обеспеченную жизнь не только ей и брату, но и дочери Ане. Однако упоение собственными эмоциями перекрывает здравый смысл. «Дачу свою около Ментоны она уже продала, – жалуется Аня, говоря о матери, – у нее ничего не осталось, ничего. У меня тоже не осталось ни копейки, едва доехали. И мама не понимает! …она требует самое дорогое и на чай лакеям дает по рублю». Гаев же по заграницам не ездил, но, будучи бестолковым субъектом, вряд ли мог бы помочь своей семье. Да и в свои пятьдесят лет больше похож на ребенка: карманы полны леденцами, одевают его до сих пор лакеи. И первая, и второй совершенно оторваны от реальности. Раневская, смеясь, целует родной шкаф, Гаев, вообще, сквозь слезы поет ему дифирамбы: «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости…» Одним словом, чепуху городит. И в то же время пеняет Лопахину, говоря о его идее с дачниками: «Извините, какая чепуха!.. И в «Энциклопедическом словаре» упоминается про этот сад». Раневская же считает, что Лопахин ничего не понимает. Конечно, сад имеет определенную ценность, но речь шла о благополучии семьи, на что неоднократно (и впустую) обращал внимание собравшихся Лопахин. Однако выбор сделан: обеспеченная жизнь погибнет вместе с садом. «Весь, весь белый! О сад мой! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, ангелы небесные не покинули тебя… Если бы снять с груди и с плеч моих тяжелый камень, если бы я могла забыть мое прошлое!» – восклицает Раневская. Она совершенно отстранилась от жизни после смерти мужа и гибели малолетнего сына, даже судьба дочери ее не волнует, так что же тогда говорить о вишневом саде? Счастье, да и сама жизнь со своими радостями остались в прошлом. Раневскую можно отнести к разряду людей «бывших». Настоящее – понятно, будущее – неважно. Раневская мучается своим прошлым романом, Гаев живет воспоминаниями о беззаботном времяпровождении. Чеховские персонажи живут иллюзиями, надеясь на наследство, которое, возможно, им оставит престарелая тетка.

Таким образом, сцена приезда Раневской и Гаева в имение играет важную роль в идейно-художественном осмыслении пьесы, так как в ней особенно ярко выражены несовместимость и взаимное непонимание людей, принадлежащих к разным социальным слоям общества. Именно в сцене приезда завязывается основной конфликт пьесы между людьми будущего (Лопахин) и прошлого (Раневская, Гаев), символизирующий смену исторических эпох. Кроме того, в сцене раскрывается внутренний мир Раневской и Гаева, живущих воспоминаниями о давно минувшем. Уже из сцены приезда Раневской и Гаева становится понятно, что у героев нет ни только настоящего, но и будущего, трагедия каждого из них состоит в том, что они не могут вырваться из плена своих воспоминаний о том, кем они были в прошлой жизни.

0 / 5. 0

.