2.9
(9)

Что важнее для человека — красота внешняя или внутренняя? Этим вопросом часто задавались русские классики, например Толстой в романе «Война и мир». 

Характерная особенность стиля писателя — выявление истинного облика вещей, противопоставление прекрасного и безобразного — в жизни, в мыслях людей, в их наружности.  При этом внешняя непривлекательность героев Толстого зачастую контрастирует с красотой их внутреннего мира. 

Одной из таких героинь является в романе Марья Болконская. Вот один из её портретов:

зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза её, всегда грустные, теперь особенно безжизненно смотрели … 

Однако героиня привлекает нас богатством внутреннего мира, добротой, смирением, своими нравственными качествами. Она заменяет мать маленькому Николеньке, поддерживает во всём князя Андрея, с большим терпением ухаживает за умирающим отцом. Вся жизнь её проходит в непрерывных трудах, учении, размышлениях о добре и зле. Душевное богатство княжны Марьи отражается в её больших, лучистых глазах. 

Встреча с Николаем Ростовым, зарождающееся чувство любви преображают героиню. В лице её появляется «нежность и свет, в движениях — грация и достоинство, в голосе — «новые, женские грудные звуки».

Став женой Николая Ростова, она обретает личное счастье. Однако она продолжает жить напряженной духовной жизнью, занимается воспитанием детей, искореняет дурные качества мужа (грубость и вспыльчивость). 

Тип бездушной, пустой красоты воплощён в образе Элен Безуховой. Она обладает яркой, эффектной внешностью, вызывая неизменный восторг окружающих. Вот как Л. Н. Толстой описывает её:

Элен была так хороша, что не только не было заметно в ней и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту.

Внешность героини также контрастирует с её внутренним миром. Элен глупа, безнравственна, цинична. Выйдя замуж по расчёту, она делает несчастным Пьера. Откровенно скучая, она заводит роман с Долоховым, и Пьер вынужден вызвать его на дуэль, защищая честь своей семьи. Именно Элен способствует тому, что Наташа Ростова попадает в сети Анатоля. 

Авторское отношение к этой героине вполне определённо: портрет её статичен. Как отмечает Н. Г. Долинина, «Толстой подчёркивает её мраморные плечи, её постоянную одинаковую улыбку — она проходит через всю книгу не как живая женщина, а как красивая статуя … »

Эти характерные детали обнажают бессодержательность внутреннего мира Элен, её пустоту, полное отсутствие в душе её каких-либо чувств и нравственных представлений. 

Тип пустой красоты воплощён в романе и в образе Анатоля Курагина. Обладая яркой, привлекательной внешностью, он пользуется большим успехом у женской половины общества. Так, Анатоль кажется мужественным, сильным, значительным человеком даже княжне Марье (сцена сватовства).

Однако старый князь Болконский прекрасно видит сущность этого человека, считая его прохвостом, пустым светским щёголем. И автор затем подтверждает справедливость опасений своего героя. Мы видим, что за красотой Анатоля стоят цинизм, беспринципность, внутренняя пустота. Брак с Марьей Болконской был бы для него лишь формальностью, он не смог бы сделать её счастливой. Затем Курагин разрушает и счастье князя Андрея, решившись на интрижку с Наташей Ростовой. 

Таким образом, принцип антитезы лежит у Л. Н. Толстого и в основе композиции романа, и в основе создания образов героев.

2.9 / 5. 9

.