0
(0)

Комедия «Простодушный » — одно из самых драматичных произведений писателя, в котором он рассматривает конфликт между «сыном природы» и «цивилизованным обществом» и одновременно решает вопрос о том, кто является носителем добра в этом мире, возможно «малое зло» во имя «великого блага».
Молодой европеец, выросший среди индейского племени гуронов, возвращается во Францию. Простодушный честный и прямой в своих мыслях и желаниях. Простодушный герой сталкивается с несправедливостью, цинизмом и развратом «цивилизованного» мира. Он хочет любить, а «добропорядочные» родственники госпожи де Сент-Ив отсылают его возлюбленную в монастырь — тюрьму, где держат молодых и красивых девушек. Такой жестокости никогда не было у гуронов, а после объяснений аббата о браке, для заключения которого нужны нотариусы, свидетели, договоренности, герой делает вывод, что французы — бесчестные люди, если для освящения высокого чувства любви им необходимы такие мизерные и ничтожные меры. Гурон не может понять, почему любовь воспринимается как грех. Для него, варвара, — это нежное, благородное и чистое чувство, которое является источником добра и возвеличивания человека.
Индеец хочет бороться за свое счастье, но сталкивается с еще большим злом общества, где «с людьми обращаются как с обезьянами: бьют, а затем заставляют танцевать». Простодушный отражает нападение вражеской эскадры на французский берег и спешит в Париж, чтобы получить справедливое вознаграждение за свой подвиг. Но вместо ожидаемой благодарности за мужество и самоотверженное служение королю гурона ждет заключения, потом клевету и безосновательные аресты — еще один признак «добропорядочных» порядков «цивилизованного» государства. Гурон в отчаянии смотрит через решетку на прекрасные и далекие звезды, которые сияют в безграничном пространстве Вселенной, и не может понять, почему в этом уголке земли, куда привела его судьба, есть создания, которые лишают человека свободы — высшего блага, данного им Богом. Простодушный вспоминает страну своего детства и снова приходит к выводу, что носителями добра в этом мире есть люди природы — суровые, но искренние: «Их называют варварами, потому что они мстят врагам, но зато они никогда не притесняют друзей».
Гурона поражают произвол и безграничность жестокости и зла, царящих в европейском обществе, история которого — это картина преступлений и несчастий, диких по своей сути обычаев и порядков. Зло стало неизбежным спутником государственного устройства. Вот что говорит прекрасной Сент-Ив один правительственный чиновник: «Я не имею права делать добро; вся моя власть сводится к тому, что время от времени я могу делать зло».
Кульминацией конфликта добра и зла становится решение госпожа Сент-Ив освободить Простодушного из тюрьмы ценой своей бесчестия. Несчастная девушка вынуждена отдаться развратном вельможи, чтобы спасти любимого. Она колеблется, но все уверяют, что поступок ее не будет предательством, а наоборот — священным долгом перед своим будущим мужем.
Наконец бедная Сент-Ив решается на грех, которого требует от нее жестокая судьба, — и сразу ее возлюбленного увольняют. Поступок госпожи де Сент-Ив — малое зло ради великого блага. Но может грех и вынужден, породить добро и счастье? Сложный и спорный вопрос, но мне кажется, ответ на него есть смерть девушки, которая не смогла снести оскорбления и унижения, чувствовать это бремя на сердце, всегда бы затмевал ее жизнь с любимым. По моему мнению, и Простодушный не смог бы быть счастливым, зная, чем пожертвовала ради него Сент-Ив.
Любимая умирает, а неутешительный Гурон до конца жизни остается верным этой нежной и самоотверженной девушке, которую отобрали у него силы зла, воплощенные не в стихии или войне, а в  «добропорядочных \» обычаях \ «цивилизованного общества».
Грубые варвары оказались причастными к идее добра, чем образованные европейцы, способны погубить любовь, изуродовать души чистых и прекрасных людей.

0 / 5. 0

.