Пушкин. Основные факты жизни и творчества.

А.С.Пушкин (1799-1837)– русский поэт, прозаик.

Детство и юность. Лицейский период. Арина Родионовна. Творчество: «Монах» (1813); «Бова» (1814), лицейские стихотворения: «Послание к Юдину» (1815), «Сон» (1816).

Оценка его творчества поэтами старшего поколения: В. А. Жуковским, К. Н. Батюшковым, Н. М. Карамзиным, П. А. Вяземским. Еще на лицейской скамье П. был принят в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле.

Цикл прощальных лицейских стихотворений одухотворен культом дружбы и верности юношеским заветам (Святому братству верен я» («Разлука», 1817). Дружба с лицеистами И. И. Пущиным, А. А. Дельвигом, В. К. Кюхельбекером. Из Лицея П. был выпущен в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря (12-го класса) и определен в Коллегию иностранных дел.

Тема Родины: политические эпиграммы и гражданские стихи («К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы…», 1818), «Вольность» (1818), «Н. Я. Плюсковой» (1818), «Деревня» (1819).

Южная ссылка. На антитезе различных культур построена и коллизия южной поэмы «Бахчисарайский фонтан» (отд. изд. в 1824 г.). В то же время поэма пронизана лиризмом, в особенности ее финал. Статья П. А. Вяземского «Вместо предисловия» [К «Бахчисарайскому фонтану»], разговор между издателем и классиком с Выборгской стороны или с Васильевского острова», предпосланная поэме в первом издании, стала манифестом русского романтизма.

Роль литературной критики в общественно-культурном развитии России. Русская литературная критика – такое же своеобразное и уникальное явление, как и русская классическая литература. Ни в одной стране мира критика не играла такой громадной роли. Русская публика часто в первую очередь читала именно критические статьи, а потом принималась за художественные произведения.

Уже на раннем этапе существования критики как особой формы деятельности, в декабристскую эпоху, Пушкин и А. Бестужев спорили о том, что именно, литература или критика, первенствует в русской культуре. Почти все крупные русские писатели XIX века сами выступали в качестве литературных критиков или по крайней мере весьма высоко оценивали роль критики в литературном процессе, роль не только вторичную (критика – помощница литературы), но и самостоятельную (критика – особая форма литературной жизни) Передовая декабристская критика с некоторой тревогой следила за развитием пушкинского гения, призывая поэта к воспеванию героики русской истории, к воспитанию читателей в духе революционных идеалов.

Героика современной истории получила отражение в пушкинской лирике («Эллеферия, пред тобой…», «Война», «Кинжал», 1821). Пока же в июле 1823 г. Пушкин добивается перевода по службе в Одессу, мечтая вскоре оставить «скучный брег», готовый к «поэтическому побегу» в края иные («К морю», 1824).

Одесский год Пушкин был заполнен работой над первыми главами романа в стихах, окончанием поэмы «Бахчисарайский фонтан». Именно в это время он сознает себя профессиональным литератором, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. В июле 1824 г. П. был отстранен от службы и направлен в псковское имение Михайловское под надзор родителей.

Первая Михайловская осень. Пушкин завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует свое профессиональное кредо («не продается вдохновенье, но можно рукопись продать»), и «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над духовно не смирившейся личностью.

В литературно-эстетических взглядах П. расходился с декабристской критикой. В его творчестве завершилось становление нового, реалистического метода, запечатляющего сложные процессы действительности с позиций историзма и народности. Впервые наиболее полно этот метод проявился в трагедии «Борис Годунов», оконченной 7 ноября 1825 г. (отд. изд. в 1831 г.) П. создал драму нового типа, драму народную. Пушкин обращался к народу в поисках нравственного идеала. Мотивы и темы народной поэзии, в которой как нельзя точно выражается национальное самоопределение русской литературы преломляются в романе «Евгений Онегин» (песня девушек, сон Татьяны), а также в лирике («Зимний вечер», 1825; «Песни о Стеньке Разине», 1826; баллада «Жених», 1825) и опосредованно определяют новую эстетическую программy Пушкина. Принципиальное значение имеет его эпистолярный спор с Вяземским о крыловских баснях. Им посвящена и одна из первых критических статей П. («О предисловии г-на Лемонте к переводу басен И. А. Крылова», 1825). Так поэт впервые формулирует свою концепцию истории русской литературы, перспективу которой он видит в синтезе европейских традиций с национальными, коренящимися не столько в древней книжности, сколько в живом народнопоэтическом творчестве.

Вскоре поэт узнал о поражении восстания на Сенатской площади в Петербурге, о вооруженном выступлении Черниговского полка, об аресте по всей России многих членов тайного общества, даже не принимавших участия в восстании, а затем о следствии и суде над декабристами, о казни пяти главных заговорщиков, ссылке и каторге многих других. В последние дни Михайловской ссылки П. пишет стихотворение «Пророк», в котором отчасти продолжена тема «Подражаний Корану», трагически теперь преломленная: поэтическое назначение осмысляется как высокое подвижничество: «Глаголом жги сердца людей».

После ссылки. 8 сентября, сразу же после прибытия, П. доставлен к царю для личной аудиенции. В разговоре с глазу на глаз, который в основных чертах реконструируется по позднейшим свидетельствам поэта и царя, П. по возвращении из ссылки гарантировалось личное высочайшее покровительство и освобождение от обычной цензуры («Я сам буду твоим цензором»,— сказал царь). Так в судьбе П. завязывается узел добровольных обязательств правительству. Критика была к поэту благосклонна, слава его росла. П. глядит в будущее «в надежде славы и добра». Он вовсе не отступал от высокого завета о назначении поэта, развитого в «Пророке», подчеркивая верность своим идеалам в стихотворениях «Арион», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт» («Пока не требует поэта…») (1827). К этому времени в творчестве Пушкина отчетливо обозначился новый поворот.

Болдинская осень. Пушкин чувствует необходимость житейских перемен. В 1830 г. повторное его сватание к Наталии Николаевне Гончаровой. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Опыт драматических изучений» (т.н. «Маленькие трагедии»), последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Бал-де», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений (среди них «Бесы», «Элегия» («Безумных дней угасшее веселье…»), «Прощание», «Румяный критик мой, насмешник толстопузый…», «Заклинание», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Герой», «Для берегов отчизны дальной…», «Моя родословная»).

Уже в 1821 г. он сформулировал основной закон своего прозаического повествования«Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат» («О русской прозе»).

Жизнь в свете. 18 февраля 1831 г. Пушкин венчается в Москве с Н. Н. Гончаровой, весной того же года переселяется с женой в Петербург, сняв на лето дачу в Царском Селе. Здесь, в своем поэтическом отечестве, Пушкин пишет «Письмо Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах. В 1831 г. он получает разрешение работать в архивах и зачисляется вновь на службу в качестве «историографа», получив высочайшее задание написать «Историю Петра». Сильная власть в этих условиях кажется ему залогом спасения России — этой идеей вдохновлены его стихотворения «Перед гробницею святой…», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина». С начала 30 гг. проза в творчестве Пушкин начинает превалировать над поэтическими жанрами. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно, роман из эпохи пугачевщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский» (1832—1833),

Осенью 1833 г. он возвращается в Болдино. За полтора месяца Пушкин завершает работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создает поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях». Подлинным поэтическим апофеозом этой поры становится стихотворение «Осень», реалистически точно воссоздавшее пробуждение в душе поэзии.

В ноябре 1833 г. П. возвращается в Петербург, ощущая необходимость круто переменить жизнь и прежде всего выйти из-под опеки двора. Царь производит своего историографа в младший придворный чин камер-юнкера. Чтобы как-то выйти из срочных долгов, П. в начале 1834 г. быстро дописывает другую, прозаическую петербургскую повесть, «Пиковую даму», и помещает ее в журнале «Библиотека для чтения», который платил П. незамедлительно и по высшим ставкам. Просьба об отставке была с негодованием принята, работать в архивах ему было запрещено. В конце 1834 — нач. 1835 г. вышло несколько изданий произведений П.: полный текст «Евгения Онегина», собрания стихотворений, повестей, поэм — все эти книги расходились с трудом

Конфликт поэта со светской чернью. Смертельное ранение на дуэли. Через два дня П. скончался.

Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.

Смерть Пушкина стала национальной трагедией. «Солнце русской Поэзии закатилось»,— скажет В. Ф. Одоевский в некрологе, получив за это выговор министра просвещения. После гибели П. по Петербургу разошлось в списках стихотворение М. Ю. Лермонтова «На смерть поэта», обвинявшее двор и светскую чернь в травле гения.

Историзм по праву считается одной из ключевых проблем мировоззрения и творчества Пушкина. Именно историзм, духом которого проникнуты создания поэта, открыл в литературе невиданные прежде возможности художественного постижения действительности, внёс живое и трепетное ощущение динамики и непрерывности исторического процесса, стал основой реалистического метода и стиля.

Тема свободы, как основная тема и проблема русской литературы XIX века — одна из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность. Лирика 1817-1819 гг. — эхо пушкинских представлений о свободе. Поэтические образы, отражающие их в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву.

Дружеская и любовная лирика — заветная область лирической поэзии Пушкина. Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам

Пушкинская любовная лирика («К***» («Я помню чудное мгновенье…») (1825), «Я вас любил…» (1829), «На холмах Грузии… »(1829)) в этих стихах говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными.

Пушкин о назначении поэта и поэзии. Пушкин — создатель лирической концепции творчества. В ней он выразил свои представления о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Поэтические манифесты: «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831). (Чтение текстов). Творческую свободу Пушкин всегда считал условием существования истинного поэта. Стихотворение «Поэт и толпа» — отповедь «толпе», «черни», покушающейся на свободу поэта, пытающейся навязать ему свои представления об искусстве.

Формирование и развитие литературного языка:

Пушкин принес с собою равнодействующую языкообразующих сил, которая организовала русский язык, как поистине национальное выражение сложившейся русской культуры в ее мировом значении. Он творил оригинальную, „пушкинскую“ систему литературного языка. Смелая независимость в комбинировании элементов языка, по видимости противоречивых, и стремление к его демократизации и национализации особенно ярко сказались в поэме „Руслан и Людмила“ (1814—1820). Пушкин, создав в Татьяне («Евгений Онегин») идеал русской женщины, приписал ей и чуткость к строю русского языка. Здесь поэт выступает не столько в роли литературного бытописателя, сколько в роли реформатора — создателя нормы „идеального“ языка русской женщины, что так и принято было критикой 1827 и 1828 гг. Пушкин создал русскую прозу, насытив все ее виды художественностью. В ней он еще более демократизировал язык.

Чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило…»; «Свободы сеятель пустынный…»; «Разговор книгопродавца с поэтом»; «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»); «Элегия»,; («Безумных лет угасшее веселье…»); «…Вновь я посетил…»; а также пять стихотворений по выбору. Поэма «Медный всадник». Трагедия «Борис Годунов».

Творческая история романа «Евгений Онегин». Роман «Е.О.» был начат поэтом в южной ссылке (9 мая 1823 года) и закончен Болдинской осенью (25 сентября 1830 года).

Идейно-тематическое содержание романа «Евгений Онегин».

Тема — основной замысел, основное звучание произведения, тот целостный образ мира, который определяет поэтическое мировосприятие художника. Можно понять тему, ответив на вопросы: «о чем произведение?», «про что?»

Идея— мысль о жизненном явлении, о человеке, предмете и т. п., в которой выражено отношение к этим явлениям жизни, представление людей о них. Можно понять идею, ответив на вопросы: «для чего написано произведение?», «зачем?», «что хотел нам сказать автор?»

Тема «Е.О»: губительность индивидуализма и эгоизма. Идея верности любви и долгу. Проблема счастья и общественного служения.

Действие романа развивается с 1819 по 1825 год. В «Е.О.» предстала реально движущаяся история русского общества.

«Онегинская строфа»: 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой. 14 строк: 4+4+4+2. У каждого четверостишья своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием). Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек.

Художественное своеобразие романа. В ходе работы над романом «Евгений Онегин» Пушкин перешёл от романтизма к реализмуХудожественные особенности романа как реалистического произведения:

1. Введение широкого исторического, общественного, бытового и культурно-идейного фона.

2. Наряду с повествовательной в романе есть и лирическая часть, очень обширная по своим размерам и крайне разнообразная по своему содержанию. Это так называемые большие лирические отступления (их в романе 27) и небольшие вставки (их около 50).

3. Вопрос о форме изложения того богатейшего материала, который включается в роман. Пушкин остановился на форме непринуждённой беседы с читателем, представителем той среды, с которой связаны своим происхождением и своей жизнью автор и его герои.

Характеризуя Ленского, Пушкин использует все особенности языка романтической поэзии. Но когда Пушкин приводит разговоры Онегина и Ленского на бытовые темы, он устраняет слова и выражения книжного стиля; речь их проста, непринуждённа, полна народно-бытовых выражений. Таков, например, разговор Онегина с Ленским о Лариных (гл. 3, 4, 5).

Поэтика «Евгения Онегина». Встреча реализма и романтизма. Роман в стихах — форма интегрирующая и глубоко содержательная, в ней сочетание стихов и прозы. Система образов. Духовные искания Евгения Онегина. Татьяна – любимая героиня Пушкина. В романе представлены нравственные устои и быт разных слоёв русского общества.

Поставь оценку статье
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2019 Инфошкола