Путь Толстого к роману «Война и мир» 

5
(1)
 
 — Лев Толстой уникален как личность и как писатель. 90 крупных томов полного собрания сочинений Толстого — свидетельство редкой одаренности, творческой мощи и работоспособности писателя. Взгляд Толстого на мир — это взгляд умного, проницательного человека. Этот взгляд проникнут доверием к жизни и человеку.
 
Главная характеристика Толстого-писателя и человека — его неустанный ДУХОВНЫЙ ПОИСК, духовное самосовершенствование, способностью к которому он наделял и своих «любимых» героев — Наташу Ростову, Андрея Болконского, Пьера Безухова…
— Его появление в литературе было неожиданным: молодой богатый аристократ, рано лишившийся родителей, воспитываемый знатными тётушками, казался человеком несобранным, ведущим рассеянную светскую жизнь.
 
 
 — В 1844 году он поступил на восточный факультет Казанского университета, через год перешел на юридический, через два года оставил и его — и, по собственным словам, жил «очень безалаберно, , без службы, без занятий, без цели». Между тем его рождение как писателя было следствием напряженной духовной работы. Он постоянно и упорно занимался самообразованием, составлял для себя огромные учебные планы и в значительной степени реализовывал их. Еще важнее его внутренняя работа по самовоспитанию — ее можно увидеть в «Дневнике» писателя (Толстой ведет его регулярно с 1847 года).
 
 
 — Три важнейших источника мировоззрения Толстого:
1. воззрения Ж. Ж. Руссо (его идея постоянного совершенствования как закона Вселенной);
2. творчество Л. Стерна (особенно его роман «Сентиментальное путешествие» с идеей противопоставления двух миров — существующего («извращающего умы» людей) и должного, желанного для души;
3. Евангелие (та же антитеза «мира сего» и «царствия небесного»).
 
 — Толстой полагал любовь к себе, плотское начало в человеке явлением естественным: «Стремление плоти — добро личное». Другое дело — стремления души — это субстанция альтруистическая, «добро других». РАЗЛАД ДВУХ НАЧАЛ в человеке и противоречие между потенциальным и реальным человеком Толстой ощущал как СОБСТВЕННОЕ, ЛИЧНОЕ противоречие. МЕТОД ПРИСТАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, внимание к душевно-духовному процессу, когда одни, едва уловимые движения внутренней жизни сменяют другие, — БЫЛ ПОНАЧАЛУ МЕТОДОМ САМОВОСПИТАНИЯ, а затем стал МЕТОДОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА.
— Метод Толстого был точно определен знакомым нам Н. Г. Чернышевским как «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ»» и проявился уже в первом значительном произведении автора — трилогии «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ» (1851-1856).
 
 — Следующим значительным произведением Толстого стали его знаменитые «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ» (1855). Они стали для автора настоящей школой батального искусства, без которой невозможно было бы создание «Войны и мира». Здесь же впервые в его творчестве возникает тема истинного патриотизма. 
 
 — На протяжении жизни Толстой переживал несколько значительных духовных кризисов, один из которых наступает на рубеже 1850-1860х годов. В этот момент его мучают сомнения в необходимости искусства вообще, в его общественной значимости. В этот период Толстой на время оставляет художественное творчество, отдавая все силы педагогике и общественной деятельности в качестве мирового посредника Крапивенского уезда Тульской губернии, разрешающего споры между помещиками и крестьянами (на этом поприще он умудрился испортить отношения со всеми помещиками своего уезда). 
 — Отход от литературы был непродолжительным. Работа с детьми в школе, тесное общение с ними убеждают Толстого в необходимости искусства. Вскоре у него возникают первые замыслы, ведущие к роману «Война и мир» (1863-1869).
 

5 / 5. 1

.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.