5
(1)
Раскольников и Порфирий Петрович. 
 — Все встречи героев — это настоящая психологическая игра — сложное, глубокое взаимодействие двух равных противников. 
 — Первая встреча — обсуждение статьи Раскольникова и его теории, вторая встреча — мучительная для Раскольникова «психологическая ловушка», третья встреча — признание Раскольникова.
 
 
 — ВАЖНО! Порфирий изначально знает убийцу и вполне ясно представляет его мотивы. Почему? Потому что он похож на Раскольникова, потому что и в нём живет то же честолюбие, та же гордыня, тот же «наполеоновский комплекс», что и в главном герое. Ему знакома теория Раскольникова, ведь отзвуки ее живут и в его собственной душе («Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую»).
 
 
 — Порфирий видит, что в Раскольникове произошел глубокий духовный раскол между «натурой», характером (глубоко человечным!) и рациональным началом, идеей. И он понимает, что «натура» возьмет свое, что характер, глубокая человечность Раскольникова даст о себе знать, и рано или поздно он признается в преступлении, не вынесет его тяжести. Именно поэтому он не пытается арестовать преступника, дает ему полную свободу, зная, что его «натура» не даст ему уйти от наказания, что он сам придёт и признается («Думаю: теперь этот человек придёт, сам придёт, и очень скоро; коль виноват, так уж непременно придёт. Другой не придёт, а этот придёт»).
 
 
Порфирий понял Раскольникова, и дал возможность его человечности провести свою, духовную, работу. Главное здесь было — не мешать этой работе. И «натура» взяла верх, Раскольников решается на признание. И не просто решается: «Мысль о том, что Порфирий считает его за невинного, начала вдруг пугать его». 
 — Удивительно, но чем ближе к финалу, тем больше герой наш боится, что его сочтут невиновным. Почему? Потому что его совесть, его человечность подсказывает ему, что принять наказание, принять страдание, повиниться — единственный путь к спасению, к избавлению от той страшной болезни, которой он заразился, которая сломила его, привела к утрате всех связей с миром и людьми. 
 
 
 — Порфирий верно замечает, что дело Раскольникова — «современное, нашего времени случай-с, когда помутилось сердце человеческое,…когда вся жизнь проповедуется в комфорте». Преступление Раскольникова — следствие его «заражения» идеей индивидуализма, идеей, которая постепенно становится НОРМОЙ общественной жизни. Общество, основанное на идее индивидуализма, всегда провоцирует преступления. Поэтому, когда мы говорим о преступлении героя, мы должны иметь в виду, что не он один ответствен за убийство. За него ответственно в равной степени все общество, все мы, считающие рационализм и индивидуализм нормой жизни. 
 
 
 — Порфирий указывает Раскольникову путь к новой жизни: «Эй, жизнью не брезгайте! Ищите и обрящете. Вас, может, бог на этом и ждал…Что ж, страданье тоже дело хорошее. Пострадайте…ЗНАЮ, ЧТО НЕ ВЕРУЕТСЯ, — А ВЫ ЛУКАВО НЕ МУДРСТВУЙТЕ; ОТДАЙТЕСЬ ЖИЗНИ ПРЯМО, НЕ РАССУЖДАЯ; НЕ БЕСПОКОЙТЕСЬ, — ПРЯМО НА БЕРЕГ ВЫНЕСЕТ И НА НОГИ ПОСТАВИТ». К чему он призывает героя? Перестать жить рационально, отдаться жизни, вверить себя Богу и… увидеть себя обновленным. «ЖИЗНЬ ВЫНЕСЕТ», — говорит Порфирий. 
И еще:» Ну что ж, что вы в другой разряд людей перейдете? Не комфорта же жалеть, вам-то, с вашим-то сердцем? Что ж, что вас, может быть, слишком долго никто не увидит. НЕ ВО ВРЕМЕНИ ДЕЛО, А В ВАС САМОМ. Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу прежде всего надо быть солнцем». Порфирий верит в возможность возрождения Раскольникова, верит в промысел Бога об этом человеке с великим сердцем.

5 / 5. 1

.