Соня — главный идеологический противник Раскольникова и в то же время главная и единственная опора для него. Она — такая же преступница, как и он сам, изгой, отщепенец общества. Он рассчитывал найти в ней единомышленницу, а встретил человека, категорически несогласного с ним во всем: «– Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
– Это человек-то вошь!», «И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это все теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…» — «Убивать-то право имеете? — всплеснула руками Соня».
— Эгоизму Раскольникова, его индивидуалистической идее противопоставлен беспредельный альтруизм Сони, готовность добровольно жертвовать всем, что у неё есть, чтобы хоть на время облегчить участь близких ей людей.
— Отвлеченной идее Раскольникова, его рациональной «любви» к человечеству противопоставлено искреннее, беспредельное сострадание Сони к конкретным людям. Раскольников, думая, что желает блага всем, не желает его в действительности никому. Соня, любя сердечной, настоящей любовью немногих своих близких, способна любить и других, многих, способна сострадать им. И в первую очередь самому Раскольникову.
— Различается и отношение героев к христианской вере. Раскольников, как мы говорили, утратил веру («Да может и Бога-то нет!», «А тебе Бог что за это делает?»), Соня же — глубоко верующий человек: «Молчите. Не спрашивайте. Вы не стоите! Что бы я без Бога-то была? Все делает» — быстро прошептала она».
— Эта вера прекрасно выражена в чтении Евангелия о воскрешении Христом умершего Лазаря. Сцена, когда «убийца и блудница» сошлись за чтением вечной книги — центральный символ романа, утверждающий исцеляющую силу христианства.
— ВЫВОД: Соня — тоже «отражение» главного героя, его антагонист. Но она же — его спасение. Порфирий побеждает своего оппонента логикой, Соня побеждает его ЛЮБОВЬЮ.
— В то же время и Раскольников вскрывает слабые стороны убеждений своих оппонентов: в Порфирии мы видим человека с «комплексом Наполеона», в Соне видим довольно наивную душу, лишенную трезвого взгляда на жизнь. Она наивно верит в чудо и относится к злу как к случайности, допущенной Богом.
— А что же АВТОР? Он никогда открыто не показывает, на чьей он стороне. Героям в романе дана свобода и самостоятельность. Они — равноправные участники спора о человеке. Автор — лишь один из участников этого спора.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.