Рассказ Луки про праведную землю. Анализ эпизода из III акта пьесы М. Горького «На дне».
В первоначальном варианте Горький назвал драму «Ночлежка», затем – «Без солнца», далее – «На дне жизни», и под конец решил убрать последнее слово, и заголовок приобрел более глубокий смысл: на дне не только жизни, но и – души. Изобразив «босячество», ставшее в конце 19 века серьезным социальным явлением, писатель коснулся острейших, драматических по своей сути, проблем общества. Речь в пьесе идет об опустившихся людях, которых нельзя было причислить ни к одному из классов, у которых, кроме прошлого, ничего не было.
Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. Все обитатели ночлежки – в прошлом «бывшие». Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ стремятся вырваться на волю со дна жизни, но чувствуют свое полное бессилие перед запорами этой тюрьмы, что рождает в героях ощущение безысходности. Правда иллюзии и правда реальности, – вот какими смысловыми гранями уже в начале пьесы оборачивается ее центральная проблематика. Философская проблематика пьесы отразилась в спорах героев.
Каждый персонаж Горького привносит свою собственную философию жизни, свою идею о человеке и о правде. В этих спорах Лука и Сатин являются главными оппонентами, у каждого свое мнение на то, какими путями нужно пробуждать «Человека» в человеке. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может – лишь бы захотел». Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой.
Лука считает, что вера может заменить любую правду, так как правд много, а истина одна, и только Богу известна, так стоит ли так держаться за правду? Только вера поможет человеку, оторвавшись от жестокой реальности, прийти к идеалу жизни. «Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, для лучшего», – такова, по сути, философия Луки. Он – утешитель, но вера, которую он пытается вселить в души отверженных, насаждается ложными надеждами и обещаниями. Странник свято верит, что правда может быть гораздо опаснее лжи, поэтому и рассказывает свою притчу о праведной земле в доказательство своих убеждений (эпизод из III акта пьесы). «Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь…», – говорит Лука.
В двух словах, это история о том, как один бедный человек собирался идти искать праведную землю. Несмотря на то, что жил он очень плохо, он не унывал, терпел и мечтал бросить эту жизнь. Жил он в Сибири. Там он познакомился со ссыльным ученым и просил его показать на карте праведную землю, которой, естественно, на карте не оказалось. Человек не верит, сердится: он столько терпел – и, выходит, все зря. Он бьет ученого, а потом уходит и вешается.
Казалось бы, Лука прав, и все его советы о том, как можно вырваться из лап нищеты, как вернуть утраченную радость бытия, как обрести душевный покой, идут во благо обитателям ночлежки. Однако после исчезновения Луки созданная им мнимая идиллия взрывается настроениями «дна», и особенно после убийства Костылева в конце третьего акта.
Таким образом, притча о праведной земле играет важную роль в идейно-художественном содержании пьесы, так как в ней особенно ярко выражена мысль о несостоятельности теории спасительной лжи, которую проповедовал Лука. Рассказывая притчу, он сам себе противоречит, и жизнь в итоге все расставляет на свои места. Идиллия развеялась в одночасье: самоубийство Актера, в точности повторившего судьбу героя притчи, попавший под суд Пепел, исчезновение Наташи, безнадежность Насти. Это был ответ самой действительности на рассказы об «обетованной земле», которую сулил внезапно исчезнувший в третьем акте сладкоречивый Лука. Сказка не смогла стать былью.
В наши дни пьеса вновь стала актуальной. Вновь идут разговоры о ценности человеческой жизни, споры о правде и справедливости, о взаимной ответственности человека и общества, о вере – то есть о том, о чем писал Максим Горький еще в начале XX века.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.