Анализ эпизода «Разговор Пилата с Афранием» из главы 25 романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Вспомним событийную канву эпизода, в котором Пилат беседует с Афранием.
«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город», – так начинается глава, в которой прокуратор «пытался спасти» Иуду. Пилат был в гневе, что не смог спасти Га-Ноцри. При вынесении приговора он умыл руки и сказал, что в крови этого человека его вины нет. Однако Пилат не смог оставить безнаказанным того, кто донес на Иушуа. Ему хотелось хотя бы так искупить свою вину перед невинным Га-Ноцри, для которого все люди были добрыми, включая и Пилата, которого окружающие считали, и не без основания, жестоким и безжалостным человеком.
Прокуратор с нетерпением ждет Афрания, заведующего тайной службой при прокураторе. Наконец, гость появляется. Пилат подробно расспрашивает Афрания о казни и о том, как себя вели «преступники». Становится понятно, что Пилата интересовал исключительно Га-Ноцри. Тот, оказывается, отказался от положенного по закону опьяняющего напитка перед распятием, был немногословен, однако сказал, что «что благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь», «что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость».
На Пилата рассказ Афрания производит ошеломляющее впечатление, он едва не разбивает чашу с вином. Больше никаких сомнений у прокуратора не остается. Если не удалось спасти Иешуа, то следует хотя бы наказать предателя Иуду, который выдал своего учителя. Пилат даже не дает прямых указаний главе тайной службы, да это и не нужно. Опытный служака прекрасно понимает, что от него требуется. «Я получил сегодня сведения о том, что его (Иуду) зарежут сегодня ночью», – говорит Пилат. – «…Сведения же заключаются в том, что кто-то из тайных друзей Га-Ноцри, возмущенный чудовищным предательством этого менялы, сговаривается со своими сообщниками убить его сегодня ночью, а деньги, полученные за предательство, подбросить первосвященнику с запиской: «Возвращаю проклятые деньги!».
В эпизоде разговора Пилата с Афранием с особой силой отразилась тема, всегда очень сильно занимавшая Булгакова. Это тема – человек и власть. Иешуа выступает олицетворением всего человеческого. Пилат – олицетворение власти, причем власти военной, жестокой по определению. Он правитель Иудеи. Однако Пилат еще и человек. И Булгакова в первую очередь интересует та борьба, которая происходит в душе Пилата между «человеком» и «властью».
Пилат не волен самостоятельно распоряжаться собой. Он раб власти, раб истории. Он пытается спасти Иешуа, но ему это не удается. Тогда он хочет осуществить возмездие – отомстить предателю. Отчасти в нем говорит и чувство вины – ведь когда первосвященник Каифа потребовал казни Иешуа, он в конце концов согласился спросить у народа – казнить «преступника» или помиловать. Народ решил «распять», а Пилат «умыл руки», тем самым сняв с себя ответственность за происходящее.
Таким образом, эпизод допроса во дворце Ирода Великого занимает важное место в идейно-художественном содержании романа, так как в нем особенно ярко выражена основная идея романа – возрождение и утверждение высоконравственных принципов в обществе через осознание, покаяние и искупление грехов. В образе Пилата ярко прослеживается тема ответственности за последствия выбора. Несмотря на то, что Пилат «умывает руки», а также карает предателя Иуду, ему не удается избавиться от чувства вины: осознание того, что он не сделал всего, что было возможно в данной ситуации, что не пошел до конца, будет преследовать его до скончания веков.
М. А. Булгаков продолжатель традиций Н. Гоголя в русской литературе, первого писателя, коснувшегося темы «дьяволиады», является одним из величайших русских писателей XX века, внесшим колоссальный вклад в развитие литературы.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.