3
(4)

Роман Достоевского \ «Преступление и наказание \» был написан в один из самых счастливых лет в жизни писателя. В 1866 году он нашел свое семейное счастье и создал произведение, принесший ему признание среди читательской аудитории. Принимая во внимание тему романа, кажется, что в этом факте скрыта какая-то несообразность. Ведь счастье и страдание, рождение семьи и убийство трудно совместить. Если внимательно проследить биографию Достоевского, становится понятной эта заинтересованность психологией убийцы и раскрытие негативных явлений реальной действительности. Дело в том, что Федор Достоевский был членом кружка петрашевцев, которые видели будущее России в народной революции, в вооруженной борьбе против самодержавия.

В апреле 1849 года петрашевцев арестовали. Шестьдесят из них репрессировали. По приговору военного суда 21 подсудимого, среди них и Достоевского, должны казнить. Только тогда, стоя на Семеновском плацу и ожидая расстрела, писатель ощутил дыхание смерти и понял: нет, это не тот путь, которым человечество придет к счастью. Чуть позже он скажет: \ «… от самой гармонии полностью отказываюсь, не стоит она слезинки хотя бы одного только замученного ребенка \». Зато писатель предлагает другой путь — божий, христианский — примирение и прощение. Эти жизненные коллизии нашли отражение в романе и воплотились в двух образах — преступника Раскольникова, который считал убийство другого человека своеобразным ритуалом очищения общества, и несчастной проститутки Сони Мармеладовой, которая стала символом жертвенного страдания, несправедливости, жестокой мироздания.

С позиций морали Раскольников и Мармеладова были преступниками, поскольку нарушили определенные человеческие законы. Каждый из них осознавал свою вину, только по-своему. Раскольников считал, что он сделал совершенно правильно — доказал себе, что может перейти грань, которую перейти не каждый способен.

Более того, ему доставляло наслаждение осознание своей неуязвимости. Он постоянно намекает окружающим на какую-то тайну, но к концу открывается только Сони? Почему? Соню на неправедный путь подтолкнули обстоятельства. Свою \ «работу \» Соня воспринимала как своеобразный долг. Она должна помогать семье, несмотря на то, что семья вытолкнула ее. Пьяный отец забирал на бутылку последние деньги. Екатерина Ивановна долго жалела неродную дочь, но деньги брала постоянно. Соня была своеобразным донором — и материальным, и духовным, при этом для себя она ничего не просила. Отдавала, сколько могла, отдавала все, что могла.

Это очень тонко чувствовал Раскольников. И вот в чем парадокс. Этот идеалист, утопист, который построил антигуманную теорию преступления, тянулся именно к искренней души. Он очень противился, если то же пытался сделать Дуня. Раскольников отказался от помощи сестры, поскольку чувствовал, что сам во всем виноват. Это он, а не кто другой должен был добиться успеха. Он должен хотя бы работать. Но в то время единственной его работой было \ «мыслить \». Помним, как смеялась Настя, когда услышала это впервые от Раскольникова. Если бы она знала, к каким последствиям привело это \ «мышления \», она бы испугалась и заплакала.

Наконец Соня и спасла Раскольникова. Точнее, даже не Соня, а ее дух милосердия, самопожертвования, христианского смирения. Не каждый из тех, кто ежедневно ходил в церковь, мог бы жить и действовать так, как это делала это слабое, маленькая девушка. Казалось бы, откуда у нее взялись силы, для того, чтобы тянуть течение очень долгого времени всех этих грешников? Описывая внешность Сони, Достоевский постоянно обращает внимание на ее робость, несмиливисть и даже запуганность. Беспомощность ее робость, покорность перед всеми и каждым подчеркивается сравнением ее с ребенком: она боится \ «как маленький ребенок \», \ «почти похожая на девочку \», и даже улыбается, как дети.

За всем этим условиям, внешний слабости и беззащитности, Соня принесла себя в жертву близким, заплатив страшной ценой, отдав свое тело и душу на понивечення. Странно, что ее духовную силу смог оценить не кто иной, как Свидригайлов: \ «… Софья Семеновна! Живите и много живите, всем остальным сможете понадобиться \», — говорит он ей во время последней встречи. Сила Софии заключается в безграничной любви к близким. Недаром Раскольников, который сначала считал, что для Сони \ «справедливее, тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить \», только посмотрев в ее глаза, понял позже, \ «что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты и эта напивбезумна Екатерина Ивановна \ «. Она и на него смотрит \ «каким-то ненасытным состраданием \». И наконец \ «их воскресила любовь, сердце одного мало безграничные источники жизни для сердца другого \».

Не сразу Раскольников смог прикоснуться к этому живительному источнику. Даже на каторге он никак не может понять, почему окружающие его преступники, насильники, убийцы \ «так полюбилиСоню \». Ему странным казалось, что они так подчеркнуто уважительно относятся к \ «матушки Софьи Семеновны \», которую называли \ «мать ты наша, нежная, болезненная \» и \ «даже ходили к ней лечиться \». Он не видел и не хотел видеть то, что находили в ней \ «клейменые каторжники \», для которых именно из-за своей большой любви она была заместителем, потому и называли они его \ «матушкой \», так, как обращаются в народе Богородице . Для него она вечна Соня, символ \ «всего страждущего человечества \», которому он поклонился во время одного из своих визитов. В трагедии его судьбы он находит оправдание своим действиям. Его правоту должна признать Соня, тогда перед ним откроется путь. Именно поэтому он ее выбрал очень давно, чтобы сказать, кто убил Лизавету. Именно поэтому он подчеркивает, что пришел не для того, чтобы извиниться. Только Соня могла убедить Раскольникова прийти в полицию и рассказать о преступлении. Это объясняется логикой всего романа. Мармеладов, что был на дне общества и морально погиб уже давно, обращается к Раскольникова: \ «… пожалеет нас тот, кто всех пожалел и кто всех и вся понимал, он единый, он судья \». Раскольников взял на себя право решать человеческие судьбы, выбрал не усмирения, как Соня, а \ «власть над всем муравейником \», поэтому за это жестоко заплатил разрывом связей со всем обществом и родными. Раскольников считал себя Наполеоном, для которого человеческая жизнь ничего не значило. И только тогда, когда он встретился с Соней, он понял, что любое утверждение своей правды приводит к преступлению. Вера в непохибнисть собственных идей способна уничтожить все человечество. Только любовь может противостоять этому — и любовь ко всему человечеству в целом, а к отдельному человеку. Только через любовь лежит путь Раскольникова к покаянию, только любовь способна возродить его к новой жизни и вернуть в лоно человечества.

Достоевский показывает, что только смирением, жертвенной любовью можно спастись самому и спасти кого-то. Только на каторге Раскольников понял суть своего преступления и раскаялся: он примирился с Богом и осознал свой грех. У Раскольникова обратной пути к преступлению нет. Господня любовь воскресила его.

3 / 5. 4

.