В сознании читателя и писателя XIX века литература была не столько изящной словесностью, сколько основой духовного бытия нации. Это значение литературы определило ее как поле идейной борьбы, острой полемики и споров о путях развития России.
Среди назревших социальных проблем особое место занимал «крестьянский вопрос».
— Почему именно «крестьянский вопрос» был одним из самых злободневных?
Дело в том, что в России еще с ХI века действовало крепостное право. На рубеже 17-18 веков крепостное право пришло к тому, что крепостные оказались лишены каких бы то ни было гражданских и человеческих прав, были по существу рабами.
Помещик мог распоряжаться личной жизнью крепостных, мог продавать их «оптом и в розницу», наказывать — вплоть до убийства.
Это было позором для страны. Рабство долго сохранялось и в США (до 1865 года), но только в России был закрепощен собственный народ.
Первые шаги по ограничению крепостного права были сделаны еще Павлом I и Александром I, но лишь при правлении Александра II, в 1861 году, оно было окончательно отменено.
Противниками крепостного права были многие мыслящие люди России, причем люди, являвшиеся порой идеологическими противниками.
Западник Александр Герцен называл крепостных «белыми рабами». Славянофил Константин Аксаков в 1855 году писал Александру II: «Образовалось иго государства над землею, и Русская земля стала как бы завоеванною … Русский монарх получил значение деспота, а народ — значение раба-невольника в своей земле».
Передовое русское общество выражало свое недовольство таким положением дел в стране посредством художественной литературы.
Герцен писал: «У народа, лишенного общественной свободы, литература — единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести». Неизбежность назревших социальных перемен чувствовалась всеми, независимо от положения в обществе и политических взглядов.
Уже в 1840-е годы в литературу и журналистику пришли «новые люди» — демократы-разночинцы во главе с Белинским и Герценом. Они ратовали за путь европейского экономического развития, демократические свободы и преобразования. Их оппонентами были А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, которые критиковали петровские реформы и отстаивали идею особого исторического пути России.
Так образовал ось два течения общественной мысли: западническое и славянофильское.
Идейная борьба велась на страницах литературных журналов:
«Отечественных записок» западников и «Москвитянина» славянофилов. Большую роль в сплочении демократических сил сыграл обновленный журнал «Современник», во главе которого стояли революционеры-демократы Белинский и Некрасов.
И западники, и славянофилы были в оппозиции к правительству. Но они выбирали разные пути и способы реформирования страны.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.