1
(2)

«Одно, в чём он мастер такой, что руки отнимаются после него касаться этого предмета, — это природа … »
Л.Н. Толстой

Цели урока: закрепить и расширить представление о понятии пейзаж в литературе, определить роль пейзажа в рассказе «Бежин луг», сформировать У школьников умение определять изобразительно-выразительные средства, используемые для описания природы, совершенствовать речь учащихся при создании ими текстов-описаний.

Попробуем ответить на вопросы:
— Как называется в науке о литературе (теории литературы) описание природы?
— С какой целью прозаики и поэты включают в произведения пейзаж?

Пейзаж передаёт чувства, настроение героев, автора произведения, их отношение к природе (по отношению человека к природе
можно во многом судить о его нравственных качествах). Иначе можно сказать, что всё перечисленное определяет роль (функцию) пейзажа в произведении.

Анализ текста рассказа.

Тургенев был необычайно чуток к жизни природы. Он писал, что у него возникает «какое-то сладостное чувство, душа ноет» при общении с природой. Именно это «сладостное» чувство вызывало его пейзажные зарисовки.

Принципиально важно, чтобы в ходе анализа рассказа мы цитировали, проговаривали текст, он должен звучать на уроке, так как является образцом для совершенствования их устной и письменной речи, умения писать сочинения-описания.

Примерные вопросы и задания для анализа.

1. Прочитайте начало рассказа (первый абзац, начало второго абзаца: « … В такой точно день охотился я … »).
— Каким пейзажем начинается рассказ?
(Был прекрасный июльский день С самого утра небо ясно … К вечеру … облака как дым ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца …)

Рассказ начинается описанием природы, перед читателями предстаёт прекрасная картина июльского дня с восхода солнца до его заката.)

— Для какого места России характерен такой пейзаж? «В такой точно день охотился я однажды за тетеревами в Чернском уезде,
Тульской губернии … »)

— Какие характерные особенности июля в этой местности отмечает охотник? ( «… один из тех дней, которые случаются только тогда,
когда погода установилась надолго … В такие дни жар бывает весьма силён … В сухом И чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью,
гречихой даже в час ночи вы не чувствуете сырости Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба … »)

— Какие краски преобладают в пейзаже июле? (Кроткий румянец зари», «солнце светлое и приветно лучезарное», «край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра», «золотисто-серые облачка», «голубоватые полосы
дождя», «краски все смягчены»)

— Каким настроением наполнена природа, какое настроение вызывает описание июльского дня у читателя? («Солнце … мирно
всплывает свежо просияет … хлынули играющие лучи солнце закатилось также спокойно, как и спокойно взошло на небо … » Полный
светлой радости, умиротворения, спокойствия пейзаж вызывает такое же настроение у читателя.)

2. Прочитайте описание наступающей ночи (от слов «Я пошёл вправо … » до слов « … маленькой кудрявой головы … »)

.- Как меняется пейзаж с наступлением ночи? Какие краски преобладают? (« … ночь приближалась и росла, как грозовая туча …
отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота … Всё кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали.
Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих мягких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону … глухо отозвались мои шаги в застывающем воздухе … Какой-то зверок слабо и жалобно пискнул между камней … » В ночном
пейзаже преобладают тёмные тона. Ночью нарастает тревога, которая усиливается раздающимися в тишине звуками, шагами человека.)

— Какие чувства заблудившегося рассказчика отражаются в описании ночной природы? («Да где же это я? — повторял я опять вслух, остановился в третий раз и вопросительно посмотрел на свою английскую жёлто-пегую собаку Дианку … Я отчаянно
устремился вперёд, словно вдруг догадался, куда следовало идти Странное чувство тотчас овладело мной Лощина эта имела вид
правильного котла и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо, что сердце у меня сжалось … »
Рассказчиком сначала овладевает чувство тревоги, отчаяния, затем приходит решимость найти дорогу, опять сменившаяся усилением тревоги.)

3. Прочитайте фрагмент (со слов «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг, за гуртовщиков … » до слов « … одни огоньки тихонько
потрескивали … »).

— Как чувствует себя рассказчик в кругу крестьянских ребятишек, какая пейзажная зарисовка соответствует его настроению?
Какие краски теперь преобладают в описании ночи? («Картина была чудесная, около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение … быстрые отблески … мрак боролся со светом … Тёмное чистое небо торжественно
и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах летней русской ночи … » Ощущение тревоги прошло, охотник любуется красотой родной природы, искренне говорит о своём чувстве.)

4. Прочитайте описание зарождающегося утра (со слов «Свежая струя пробежала по моему лицу … » И до конца рассказа).
— Почему рассказчик сообщает о гибели Павла после описания утренней природы?

(«Я открыл глаза: утро зачиналось … Не успел я отойти двух вёрст, как уже полились кругом меня … сперва алые, потом красные, золотые
потоки молодого, горячего света … Всё зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило … принеслись звуки колокола, и
вдруг мимо меня, погоняемый знакомыми мальчиками, промчался отдохнувший табун … », Рождение нового дня, продолжение
жизни смягчают трагическое известие.)

— Какие изобразительно-выразительные средства характерны для пейзажных зарисовок Тургенева в рассказе «Бежин луг»?
Назовите их, приведите примеры. (Дети называют эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения.)

Подводя итог, отметим, что в пейзажных зарисовках рассказа раскрываются величие и красота летней русской природы, её характерные особенности. Пейзаж передаёт чувства, настроение героев произведения. В пейзаже проявляется отношение героев и автора рассказа к родной природе: они хорошо знают жизнь природы, чувствуют её красоту.

Вместе с тем пейзаж в рассказе «Бежин луг» последовательно включается в развитие действия, которое с самого начала и до конца связано с пейзажем (начинается и завершается описанием летнего утра). Эту «открытую» учениками роль пейзажа в рассказе
Тургенева следует дописать в перечень функций пейзажа в литературе, сделанный в начале урока.

1 / 5. 2

.