Для творчества молодого Горького характерны настойчивые поиски героического в жизни: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра».
Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.
Cвой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль» Максим Горький написал в 1894 году. В него вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя». Горький использует жанр литературной легенды.
Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»
Связь с эпохой. В драме отразились противоречия русской жизни накануне первой русской революции» противоречия капиталистического мира и отношение Горького к современным ему философским течениям: его полемика с идеалистической философией Вл. Соловьева.
«Социалистический реализм» в литературе советского периода:
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, сложившийся на рубеже XIX–XX веков, утвердившийся в годы начавшегося социалистического переустройства мира, ставший основным методом советской литературы. Представители: Литература: Максим Горький, Анна Зегерс, Вилис Лацис, Николай Островский, Александр Серафимович, Константин Симонов, Цезарь Солодарь, Михаил Шолохов, Александр Фадеев, Константин Федин, Дмитрий Фурманов, Юрико Миямото.
Социальная и философская проблематика пьесы «На дне». Изображая «дно», Горький показывает общество в миниатюре. В любовной интриге реализуются социальные противоречия (Пепел — Костылев — Василиса; Барон — Настя). Философская проблематика отразилась в спорах героев о человеке, добре и правде, которые поднимают проблему гуманизма:
а) проблема человека связана в пьесе с образом Луки. Идеи Луки сводятся к тезису: «Человек все может — лишь бы захотел». Сатин продолжает идеи Луки, но считает, что человека нужно не жалеть, а учить пользоваться свободой;
б) проблема правды связана в первую очередь с образом Сатина и перекликается с социальной проблематикой. В вопросе о правде Лука и Сатин расходятся, потому что по-разному представляют себе путь, по которому должен пойти человек. Луке близка идея спасительной лжи (притча о праведной земле), а Сатин призывает раскрыть глаза на жизненные противоречия и проблемы. Правоту Сатина подтверждает сюжет пьесы. Сам ход событий опровергает философию Луки. Если взгляды Луки гармонируют с его образом жизни, то идеи Сатина находятся в противоречии с его существованием — в этом заключается специфика философской драмы. Слова о гордом человеке из монолога Сатина на самом деле принадлежат автору
Пьеса «На дне» продолжает традиции Чехова:
а) множество сюжетных линий,
б) лирический подтекст, «подводные течения» (тюремная песня, отражающая состояние безысходности; вздохи Насти),
в) речевые характеристики (Лука — язык «житийный», изобилующий пословицами и поговорками; Сатин — ученые слова и выражения, смысл которых он не понимает; Барон — бедная речь, в которой попадаются иностранные словечки — «мерси», «леди»).
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.