5
(2)

В клинике с Иваном беседует доктор, который объясняет ему, что его не будут задерживать в клинике, если в этом нет надобности. Бездомный рад, что нашелся хоть один нормальный человек среди идиотов. При этом больше всего достается Рюхину, которого Бездомный называет балбесом, кулачком по своей психологии, маскирующимся под пролетарского поэта.

Доктор спрашивает Ивана, почему его доставили в клинику и что
произошло. Бездомный отвечает, что нужно немедленно ловить
консультанта, который «пристроил: Берлиоза под трамвай, звонит в милицию, требует пулеметчиков и проч. На вопрос доктора, какие меры он предпринял для поимки консультанта, Иван отвечает, что взял свечечку и иконку, потому что профессор знается с нечистой силой. Все это доктор рассматривает как симптомы шизофрении. Иван пытается бежать через окно. Его хватают, делают укол, и он засыпает. 

В то самое время как Степа, узнав, что он в Ялте, теряет сознание, приходит в себя нахсдящийся в психиатрической лечебнице Иван Бездомный. Он с горечью думает, что хотел всех предупредить о страшной опасности, а его засадили в сумасшедший дом, где спрашивают о родственниках, о том, не болел ли кто белой горячкой.

В палату к Ивану является профессор Стравинский в сопровождении людей в белых халатах. Бездомный думает, что со своей свитой он похож на Понтия Пилата. Доктор ведет себя так, что Иван чувствует к нему доверие. Он рассказывает о про изошедшем в злополучный вечер гибели Берлиоза.

Стравинский предлагает отпустить Ивана из лечебницы и спрашивает, что он будет делать, выйдя отсюда. Бездомный, естественно, отвечает, что он отправится в милицию с заявлением о консультанте. Домой он, конечно, не зайдет, хотя Стравинский намекает, что это сделать необходимо. Иван не понимает, что домой ему нужно, чтобы переодеться, а не являться в милицию в кальсонах.

Доктор объясняет Бездомному, что его тут же, как только он явится в таком виде в милицию и расскажет о Понтии Пилате, вернут в клинику. Он убеждает поэта, что тот слишком расстроен смертью Берлиоза, его кто-то сильно напугал и поэтому спасение Ивана — в полном покое.

Бездомного принимают за сумасшедшего, потому что он, издерганный, нервный, рассказывает про Понтия Пилата. Бездомному советуют думать о Пилате меньше и вообще не напрягать голову, а все подозрения относительно преступника изложить на бумаге. Стравинский гипнотическим воздействием успокаивает Ивана.

Иван Бездомный пытается описать то, что произошло на Патриарших прудах. Однако у него ничего не получается: то он пишет, что пришел туда с покойным Берлиозом, из чего следует, что редактор уже тогда был покойником, то почему-то вспоминается композитор Берлиоз, и относительно Михаила Александровича приходится писать, что он не композитор.

Потом Бездомный начинает описывать историю Понтия Пилата, при этом его беспокоит грозовая туча. Иван понимает, что с заявлением ему не справиться, и плачет. Добрая фельдшерица попросила врача сделать ему укол, и Бездомный успокаивается.

Гроза затихает. Ночью, при мягком свете луны, Бездомный вновь
думает о том, что произошло. В уме поэта звучат, противоречат друг другу, два голоса. Один говорит, что не стоило волноваться из-за смерти Берлиоза: в конце концов; Иван о нем ничего не знал, кроме того, что тот был лыс и красноречив, его сменят другие редакторы, не менее красноречивые.

Это был голос родившегося после всего пережитого «нового Ивана». Другой был голос «старого Ивана», который по-прежнему утверждал,
что нужно заниматься странным консультантом. Побеждает новый Иван. Поэт понимает, что надо было не затевать ерунду на Патриарших, а спросить у профессора, что было дальше с Понтием Пилатом и Иешуа Га- Ноцри. Иван начинает засыпать, и тут в лунном свете на балконе за окном палаты Бездомного появляется незнакомый человек.

5 / 5. 2

.