5
(1)

Самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Доказательством тому является «Слово о полку Игореве», которое занимает не только центральное место среди произведении древнерусской литературы, но и стоит в одном ряду с такими великими художественными памятниками, как английское «Сказание о Беовульфе» и французская «Песнь о Роланде».

Вопрос об авторстве «Слова о полку Игореве» остаётся открытым. Пытаясь проанализивать, кто же является создателем данного произведения, о нем можно сказать следущее:

  1. прекрасно знает историю, политику, культуру, географию, княжеский опыт, что указывает на его принадлежность к интеллектуальной элите, причем сфера его интересов выдает в нем человека светского;
  2. близок к княжеской среде, однако неясно, сподвижником какого из многочисленных русских князей того времени он мог быть;
  3. это человек, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, он осуждает их эгоистическую местную политику и раздоры, их нежелание совместно защищать русскую землю.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Произведение написано предположительно между 1187 и 1196 гг, вскоре после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Таким образом, «Слово о полку Игореве» (или «Слово..») — это не повествование о героическом прошлом, а отклик на недавние события,описание которых служит автору поводом для размышления о судьбе Русской земли.


ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

Начало 1790-х гг. — обнаружение историком и археологом графом Мусиным-Пушкиным «Слова о полку Игореве» рукописном сборнике 16 в., который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря.

1795—1796 гг. — писарская копия с текста рукописи для Екатерины И. 

1800 г. — перевод рукописи, написание вступительной статьи и примечаний, публикация произведения.

1812 г. — гибель рукописи «Словака о полку Игореве» вместе со всем собранием рукописей А. И. Мусина-Пушкина во время пожара в Москве после вторжения наполеоновской армии. Копия 1800 г. является единственным источником сведений об этом
памятнике.

Исследования показали языковое и стилистическое соответствие «Слова о полку Игореве» его времени и сходство со многими памятниками русской литературы 11-13 века. («Слово о князьях», «Слово о погибели Русской земли», Ипатьевская летопись).

Кроме того, во второй половине ХХ в. были открыты произведения 14-15 вв., в которых ощутимо влияние «Слова о полку Игореве» («Задонщина»,«Сказание о Мамаевом побоище»)

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
 
Вступление
 
«Слово» начинается обширным вступлением, в котором автор, следуя книжной традиции, размышляет, какого принципа изложения
придерживаться. Отдавая должное поэтическому мастерству сказителя Бояна, автор говорит о том, что будет вести повествование:
 
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
 
Определяет хронологию повествования:
 
Эту повесть о године бед
Со времён Владимира княженья
Доведём до Игоревых лет…
 
Рассказывает об Игоре, который:
 
Напрягая разум, полный сил,
Мужество избрал себе опорой.
Ратным духом сердце поострил
И повёл полки родного края,
Половецким землям угрожая.
 
Поход Игоря
  • Встреча с братом буй-туром Всеволодом.
  • Солнечное затмение — предзнаменование беды.
  • Победа войска Игоря в первой битве. Несмотря на это, плохие знамения предвещают беду: кровяные зори возвещают бедствие, туча надвигается от моря, вспыхивают  молнии кругом. 
  • Вторая битва с половцами, поражение войска Игоря.

В третий день к полудню стяги пали.

Вещий сон Святослава
  • Символика сна: черная пелена, синее вино, вражий ворон.
  • Истолкование сна боярами — Игорь и Всеволод проиграли битву и оказались в плену:
Посмеявшись на твои седины,
Подрубили половцы им крылья,
А самих опутали в путины.
 
«Золотое слово» Святослава
 
Звучит из уст Святослава к князьям о единении для совместной защиты Руси:
 
Это вы раздорами и смутой
К нам на Русь поганых завели,
И с тех пор житья нам нет от
Половецкой проклятой земли!
 
Плач Ярославны
  • Лирический центр произведения.
  • Символически обобщает плач всей земли Русской о погибших и пленённых своих защитниках.
  • Ярославна вместо христианской молитвы обращается к природным силам — ветру, Днепру, солнцу, что отражает языческое представление о единстве природного и человеческого мира:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,
Что клубишь туманы у реки,
Стрелы половецкие вздымаешь,
Мечешь их на русские полки?
 
Побег князя Игоря из половецкого плена
 
Природа помогает Игорю:
 
Дятлы, Игоря встречая,
Стуком кажут путь к реке.
 
Ханы Гзак и Кончак решают судьбу Владимира, пленённого сына Игоря:
 
Золотой стрелой его подстрелим.
Мы его опутаем девицей.
 
Возвращение Игоря на родину
 
Автор поет славу князьям и дружине:
 
Слава всем, кто, не жалея сил,
За христиан полки поганых бил!
Здрав будет князь и вся дружина здрава!
Слава князьям и дружине слава!
 
ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Основные образыХарактеристика, роль в произведении.
Князь Игорьхарактер героя меняется по ходу развития действия: привлек качества личности князя (сила, мужество) вступают в противоречие с безрассудством и честолюбием (отправляется в поход на половцев
добывать себе славу)
Буй-тур Всеволод«мил брат» князя Игоря показан как могучий, грозный воин: прослеживается сходство с образами русских богатырей
Князь Святославвеликий князь Киевский, мудрый правитель;
патриот родной земли: порицает междоусобицы, призывает князей к объединению для защиты Руси
Ярославнажена князя Игоря, любящая супруга;
истинная дочь земли Русской: печалится о всех воинах, которые не вернулись из похода
Русские воиныхрабрые, сильные:
Добывают острыми мечами
Князю — славы, почестей — себе!
Половцывраги Русской земли;
представлены метафорическими образами: чёрный ворон, барсы лютые, серый волк Гзак
Русские князьяразобщены, куют «крамолу» друг на друга. Святослав Киевский, обращаясь в «золотом слове» к князьям Рюрику и Давыду, Ярославу Галецкому, Роману и Мстиславу, Ингвару и Всеволоду Ольговичам,
к трем Мстиславичам, призывает их объединиться против общего врага
Русская земляпоказана как живое существо, способное страдать, радоваться и печалиться. О ней радеет мудрый Святослав в своём «золотом слове», к природным силам Русской земли с надеждой и верой обращается Ярославна 
Языческиеупоминаются боги: ветры — Стрибожьи внуки; русичи — внуки Даждьбога: Боян — внук Велесов; Игорь — внук Троянов; Див — мифическая птица, посланник богов; Карна и Желя — божества горя и плача в восточнославянской мифологии
Христианскиеупоминаются православные церкви Святой Софии в Полоцке и Успения Богородицы Пирогощи в Киеве
Боян«старинный соловей», творческий предшественник автора
Неизвестный авторживо и трепетно воспринимает всё происходящее, отчётливо выражая с помощью различных языковых средств своё отношение к героям
и событиям, с горечью описывает нашествие половцев на Русскую землю. Голос автора как бы сливается с голосом Святослава в его «золотом слове»
Русская природане только показана как фон исторических событий, но и выступает действующим лицом: чувствуя предстоящее поражение князя Игоря,
пытается остановить его, предупредить зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц:
Солнце тьмою дорогу ему заступило.
Ночь громовьими стонами птиц пробудила,
Свист звериный поднялся.

словно живёт заботами русских людей, печалится и радуется вместе с ними. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути, а река Донец:
И на волнах Игоря качала,
Берег свой серебряный устлала
Для него зелёною травой.


возвращение Игоря на родину подчёркивается сменой символики: вороны, сороки, галки, то есть птицы, олицетворявшие зло, замолчали, и настало время петь соловьям

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ

  • Разговор о настоящем дополняется авторскими отступлениями и рассуждениями о прошлом Руси.
  • Временные отступления играют художественную роль — дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Автор ищет в прошлом примеры, аналогии.
  • Особо выделяются три части: вещий сон Святослава, «золотое слово» Святослава и плач Ярославны, которые помогают раскрыть авторский замысел. 
Главным героем произведения является не Игорь, а вся Русская земля. Именно поэтому войско Игоря это не просто воины, а «русичи». Переходя границу, они прощаются со всей Русской землёй в целом («О Русская земля! Ты уже за холмом»), а не только с Новгород-Северским княжеством. После разгрома войска Игоря вся Русь оплакивает его воинов.
 
ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
 
Тема: поход князя Игоря — Святославича Новгород-Северского, предпринятый им в 1185 г. против половцев вместе со своим
войском.
 
Идея: для победы над половцами необходимо единство всех русских князей, а их стремление идти на врага, ища славы и богатства только себе, губительно для Русской земли; подчинение великому князю
Киевскому будет способствовать объединению русских князей и в конечном итоге победе над врагом.
 
 
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
 
Однозначно определить жанр «Слова о полку Игореве» невозможно. Сам автор называет своё произведение то песнью, то повестью, то словом. Объясняется это просто: привычная система жанров на момент создания произведения ещё не была сформирована.
 
В «Слове о полку Игореве» обнаруживаются признаки многих традиционных жанров древнерусской литературы, а именно:
  • слово — произведение (поучения и послания) церковного красноречия;
  • торжественная речь (высокий слог обращение к князьям, дружине);
  • поучение («золотое слово» Святослава);
  • воинская повесть (описание битв);
  • героическая песнь (воспеваются подвиги русских воинов минувшего и настоящего);
  • летопись (повествование ведётся по принципу одновременности событий).
Также прослеживаются черты, присущие устному народному творчеству, в частности следующим жанрам:
  • слава (прославление князей, особенно выраженное в финале произведения);
  • плач (оплакивание печальных событий).
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
 
В «Слове о полку Игореве» представлены разнообразные выразительные средства языка (тропы и фигуры), с помощью которых автор создаёт живописную картину событий и описывает героев.
  • Олицетворения:
Стоном стонет мать-земля сырая.
 
И, на волнах витязя лелея,
Рёк Донец:
«Велик ты, Игорь-князь».
  • Сравнения:
Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орёл, под облаком парил…
 
 
И как барсы лютые, на нас
Кинулись поганые с войною.
 
Города Всеслав князьям делил,
Сам всю ночь, как зверь, блуждал
в тумане.
  • Метафора:
И печаль обильною рекою
По селеньям русским разлилась.
  • Эпитеты: князя удалого, печальные повести, живые струны, вещие персты, милого брата и др.
  • Гипербола:
Ты и Вому вёслами расплещешь,
Ты шеломом вычерпаешь Дон.
  • Антитезы: храбрые русские воины — поганые половцы, свет — тьма, свобода —рабство.
  • Обращения:
Не пора ль нам, братия…
О Боян, старинный соловей!
  • Символика: солнечное затмение — символ беды, горя, чёрный ворон — враг Стрибог — бог ветра, Даждьбог — бог солнца и плодородия, сокол — князь, Святослав — мудрый правитель, Ярославна — символ любви и верности.
ПЕРЕВОДЫ
 
На данный момент существует несколько сотен переводов «Слова о полку Игореве» на различные языки. В русской культуре сложилась особая традиция перевода этого произведения. В числе переводчиков на современный русский язык ряд крупных русских поэтов — В. А. Жуковский, А. Н. Майков, К. Д. Бальмонт, Н. А. Заболоцкий, Е. А. Евтушенко. В. В. Набоков перевёл «Слово о полку Игореве» на английский язык. Известные переводы «Слова…» на русский язык
принадлежат таким крупным филологам — исследователям памятника, как Р. О. Якобсон, Д. С. Лихачёв, О. В. Творогов.
 
СОПОСТАВЛЕНИЯ С ДРУГИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Борьба с врагами земли Русской, храбрость и мужество — воинов-защитников показаны в таких стихотворениях, как «Бородино» М. Ю. Лермонтова, «Родная земля», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Мужество» А. А. Ахматовой и др.
 
Фольклорными мотивами наполнена поэма «Мёртвые души» Н. В. Гоголя (Русь — птица-тройка).
 
Тема патриотизма отражена в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого.
 
Тема любви к родине является ведущей в стихотворениях «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Спит ковыль…», «Русь» С. А. Есенина,
лирических произведениях «Россия», «Русь, цикле «На поле Куликовом» А. А. Блока.
 

5 / 5. 1

.