Самобытный русский эпос является одной из древнейших ветвей европейской культуры. Доказательством тому является «Слово о полку Игореве», которое занимает не только центральное место среди произведении древнерусской литературы, но и стоит в одном ряду с такими великими художественными памятниками, как английское «Сказание о Беовульфе» и французская «Песнь о Роланде».
Вопрос об авторстве «Слова о полку Игореве» остаётся открытым. Пытаясь проанализивать, кто же является создателем данного произведения, о нем можно сказать следущее:
- прекрасно знает историю, политику, культуру, географию, княжеский опыт, что указывает на его принадлежность к интеллектуальной элите, причем сфера его интересов выдает в нем человека светского;
- близок к княжеской среде, однако неясно, сподвижником какого из многочисленных русских князей того времени он мог быть;
- это человек, независимый от родовых княжеских симпатий и антипатий, он осуждает их эгоистическую местную политику и раздоры, их нежелание совместно защищать русскую землю.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Произведение написано предположительно между 1187 и 1196 гг, вскоре после неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г. Таким образом, «Слово о полку Игореве» (или «Слово..») — это не повествование о героическом прошлом, а отклик на недавние события,описание которых служит автору поводом для размышления о судьбе Русской земли.
ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ
Начало 1790-х гг. — обнаружение историком и археологом графом Мусиным-Пушкиным «Слова о полку Игореве» рукописном сборнике 16 в., который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря.
1795—1796 гг. — писарская копия с текста рукописи для Екатерины И.
1800 г. — перевод рукописи, написание вступительной статьи и примечаний, публикация произведения.
1812 г. — гибель рукописи «Словака о полку Игореве» вместе со всем собранием рукописей А. И. Мусина-Пушкина во время пожара в Москве после вторжения наполеоновской армии. Копия 1800 г. является единственным источником сведений об этом
памятнике.
Исследования показали языковое и стилистическое соответствие «Слова о полку Игореве» его времени и сходство со многими памятниками русской литературы 11-13 века. («Слово о князьях», «Слово о погибели Русской земли», Ипатьевская летопись).
Кроме того, во второй половине ХХ в. были открыты произведения 14-15 вв., в которых ощутимо влияние «Слова о полку Игореве» («Задонщина»,«Сказание о Мамаевом побоище»)
По былинам времени сего,Не гоняясь в песне за Бояном.
Эту повесть о године бедСо времён Владимира княженьяДоведём до Игоревых лет…
Напрягая разум, полный сил,Мужество избрал себе опорой.Ратным духом сердце поострилИ повёл полки родного края,Половецким землям угрожая.
- Встреча с братом буй-туром Всеволодом.
- Солнечное затмение — предзнаменование беды.
- Победа войска Игоря в первой битве. Несмотря на это, плохие знамения предвещают беду: кровяные зори возвещают бедствие, туча надвигается от моря, вспыхивают молнии кругом.
- Вторая битва с половцами, поражение войска Игоря.
В третий день к полудню стяги пали.
- Символика сна: черная пелена, синее вино, вражий ворон.
- Истолкование сна боярами — Игорь и Всеволод проиграли битву и оказались в плену:
Посмеявшись на твои седины,Подрубили половцы им крылья,А самих опутали в путины.
Это вы раздорами и смутойК нам на Русь поганых завели,И с тех пор житья нам нет отПоловецкой проклятой земли!
- Лирический центр произведения.
- Символически обобщает плач всей земли Русской о погибших и пленённых своих защитниках.
- Ярославна вместо христианской молитвы обращается к природным силам — ветру, Днепру, солнцу, что отражает языческое представление о единстве природного и человеческого мира:
Что ты, Ветер, злобно повеваешь,Что клубишь туманы у реки,Стрелы половецкие вздымаешь,Мечешь их на русские полки?
Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке.
Золотой стрелой его подстрелим.Мы его опутаем девицей.
Слава всем, кто, не жалея сил,За христиан полки поганых бил!Здрав будет князь и вся дружина здрава!Слава князьям и дружине слава!
Основные образы | Характеристика, роль в произведении. |
Князь Игорь | характер героя меняется по ходу развития действия: привлек качества личности князя (сила, мужество) вступают в противоречие с безрассудством и честолюбием (отправляется в поход на половцев добывать себе славу) |
Буй-тур Всеволод | «мил брат» князя Игоря показан как могучий, грозный воин: прослеживается сходство с образами русских богатырей |
Князь Святослав | великий князь Киевский, мудрый правитель; патриот родной земли: порицает междоусобицы, призывает князей к объединению для защиты Руси |
Ярославна | жена князя Игоря, любящая супруга; истинная дочь земли Русской: печалится о всех воинах, которые не вернулись из похода |
Русские воины | храбрые, сильные: Добывают острыми мечами Князю — славы, почестей — себе! |
Половцы | враги Русской земли; представлены метафорическими образами: чёрный ворон, барсы лютые, серый волк Гзак |
Русские князья | разобщены, куют «крамолу» друг на друга. Святослав Киевский, обращаясь в «золотом слове» к князьям Рюрику и Давыду, Ярославу Галецкому, Роману и Мстиславу, Ингвару и Всеволоду Ольговичам, к трем Мстиславичам, призывает их объединиться против общего врага |
Русская земля | показана как живое существо, способное страдать, радоваться и печалиться. О ней радеет мудрый Святослав в своём «золотом слове», к природным силам Русской земли с надеждой и верой обращается Ярославна |
Языческие | упоминаются боги: ветры — Стрибожьи внуки; русичи — внуки Даждьбога: Боян — внук Велесов; Игорь — внук Троянов; Див — мифическая птица, посланник богов; Карна и Желя — божества горя и плача в восточнославянской мифологии |
Христианские | упоминаются православные церкви Святой Софии в Полоцке и Успения Богородицы Пирогощи в Киеве |
Боян | «старинный соловей», творческий предшественник автора |
Неизвестный автор | живо и трепетно воспринимает всё происходящее, отчётливо выражая с помощью различных языковых средств своё отношение к героям и событиям, с горечью описывает нашествие половцев на Русскую землю. Голос автора как бы сливается с голосом Святослава в его «золотом слове» |
Русская природа | не только показана как фон исторических событий, но и выступает действующим лицом: чувствуя предстоящее поражение князя Игоря, пытается остановить его, предупредить зловещими знаками — затмением солнца, воем волков по оврагам, лаем лисиц: Солнце тьмою дорогу ему заступило. Ночь громовьими стонами птиц пробудила, Свист звериный поднялся. словно живёт заботами русских людей, печалится и радуется вместе с ними. Животные помогают Игорю сбежать из плена, оберегают его во время пути, а река Донец: И на волнах Игоря качала, Берег свой серебряный устлала Для него зелёною травой. возвращение Игоря на родину подчёркивается сменой символики: вороны, сороки, галки, то есть птицы, олицетворявшие зло, замолчали, и настало время петь соловьям |
ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИИ
- Разговор о настоящем дополняется авторскими отступлениями и рассуждениями о прошлом Руси.
- Временные отступления играют художественную роль — дают возможность понять смысл истории и характеры действующих лиц. Автор ищет в прошлом примеры, аналогии.
- Особо выделяются три части: вещий сон Святослава, «золотое слово» Святослава и плач Ярославны, которые помогают раскрыть авторский замысел.
- слово — произведение (поучения и послания) церковного красноречия;
- торжественная речь (высокий слог обращение к князьям, дружине);
- поучение («золотое слово» Святослава);
- воинская повесть (описание битв);
- героическая песнь (воспеваются подвиги русских воинов минувшего и настоящего);
- летопись (повествование ведётся по принципу одновременности событий).
- слава (прославление князей, особенно выраженное в финале произведения);
- плач (оплакивание печальных событий).
- Олицетворения:
Стоном стонет мать-земля сырая.
И, на волнах витязя лелея,Рёк Донец:«Велик ты, Игорь-князь».
- Сравнения:
Приступая к вещему напеву,Серым волком по полю кружил,Как орёл, под облаком парил…
И как барсы лютые, на насКинулись поганые с войною.
Города Всеслав князьям делил,Сам всю ночь, как зверь, блуждалв тумане.
- Метафора:
И печаль обильною рекоюПо селеньям русским разлилась.
- Эпитеты: князя удалого, печальные повести, живые струны, вещие персты, милого брата и др.
- Гипербола:
Ты и Вому вёслами расплещешь,Ты шеломом вычерпаешь Дон.
- Антитезы: храбрые русские воины — поганые половцы, свет — тьма, свобода —рабство.
- Обращения:
Не пора ль нам, братия…О Боян, старинный соловей!
- Символика: солнечное затмение — символ беды, горя, чёрный ворон — враг Стрибог — бог ветра, Даждьбог — бог солнца и плодородия, сокол — князь, Святослав — мудрый правитель, Ярославна — символ любви и верности.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.