5
(4)

Сцена смерти Базарова (глава XXVII) имеет большое значение в романе Тургенева «Отцы и дети». 

Этот эпизод ярко раскрывает натуру героя, обнажает отношение автора к нему, раскрывает глубинный философский смысл произведения, взгляды писателя на жизнь и смерть. Сцена смерти Базарова является развязкой в течении внутреннего конфликта романа, на котором И. С. Тургенев фокусирует внимание читателя после знакомства Базарова с Одинцовой. Именно после этого события конфликт в «Отцах И детях» из внешнего переходит во внутренний.

Разорвав дружеские связи с Кирсановыми, прояснив отношения с Одинцовой, Базаров возвращается в родной дом. Там он пытается занять себя работой, участвует в практике отца, посещая соседнюю деревню. И во время одной из таких поездок Евгений заражается тифом при вскрытии трупа. Кончина героя становится парадоксальной: болезнь забирает доктора. И у читателя остается ощущение, что Базаров сам искал этой смерти, будучи не в силах примириться с жизнью, испытывая лишь «скуку и глухое беспокойство».

Вместе с тем мы по-новому видим этого героя. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, душевная стойкость, сила воли, жажда жизни и труда, стремление к подвигу, скрытая нежность к родителям, глубокая и поэтическая любовь к Анне Сергеевне. Отчётливо сознавая последствия своего заражения, Базаров ведёт себя очень стойко. Как врач он фиксирует у себя характерные признаки болезни, пытается подготовить родителей к своему неизбежному концу. Перед смертью герой И.С. Тургенева становится простым и естественным, ему больше нет нужды скрывать свои чувства. И он поэтично прощается с любимой женщиной, вновь признаётся ей в своих чувствах.

«Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», — говорит он Одинцовой. Базаров просит Анну Сергеевну поддержать его родителей после его смерти. «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днём с огнём не сыскать», — замечает он.

“Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! — писал А.П. Чехов. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это чёрт знает как сделано. Просто гениально”.

Финальный эпизод главы — соборование Базарова: 

«Когда его соборовали, когда святое миро коснулось его груди, один глаз его раскрылся, и … что-то похожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвелом лице». 

Что хотел сказать писатель этой сценой? В частности, А.И. Незеленов отмечал, что здесь герой испытал определенное потрясение, ужас от признания собственной ошибки. Божественное таинство приблизило его к вечности, которую он всегда отрицал.

Раскрываются в этой главе и образы родителей Базарова. Это простые, добрые, сердечные люди, безмерно любящие сына. Потеря его становится для них настоящим горем, с которым очень трудно смириться. Василием Ивановичем овладевает внезапное отчаяние, он грозит небу, в исступлении рыдает Арина Власьевна.

Почему автор завершил сюжет смертью Базарова? Писатель считал, что Базаров — лицо трагическое. В чём же смысл этого утверждения? 

Внутренний конфликт героя неразрешим, он завершается смертью. И это бросает на всё произведение отблеск высокой античной трагедии. Кроме того, И. С. Тургенев осознавал, что время Базаровых ещё не пришло. 

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и всё-таки обречённая на гибель, потому что она всё-таки стоит в преддверии будущего”, — писал он. 

Тургеневский герой сам это понимает. Умирая, Базаров с горечью произносит: «Я нужен России … Нет, видно, не нужен».

Страницы, рисующие смерть Базарова, отчётливо передают отношение автора к герою. И. С. Тургенев преклоняется перед его душевной стойкостью, он уважает и любит его. Известно, что писатель вёл дневник от лица этого персонажа и буквально рыдал, создавая эту сцену. Конечно же, отношение автора к герою было неоднозначным, двойственным.

И. С. Тургенев не признавал «завиральных идей» Базарова, не верил, что за ним будущее России. Но уже сама любовь писателя к этому типу — свидетельство личностной состоятельности героя, его нравственного потенциала.

Отметим также и философский подтекст романа, в полной мере раскрывающийся в этой сцене. Отрицая любовь, семью, силу материнских чувств, веру в Бога, Базаров у И. С. Тургенева восстаёт против основ самой жизни. И жизнь мстит ему запоздалой любовью, ранней смертью. В этом видении, безусловно, сказались философские воззрения И. С. Тургенева. Человек в тургеневской философии заранее обречён, ничтожен перед неумолимым течением времени. Судьба равнодушна, а порой и враждебна к нему, в отношении её к людям нет никакого смысла, никакой закономерности.

Жизнь очень хрупка — она отдана на «произвол незначительных случайностей». Человек не рождается для счастья — существование его несёт на себе явный отпечаток «неминуемого страдания». Конечный результат этого страдания — смерть. Стоит отметить, что взгляды писателя сформировались под влиянием философии Шопенгауэра.

И пессимизм Шопенгауэра рождал в И.С. Тургеневе чувство непобедимого отвращения к жизни, которая обречена на неминуемый конец. Именно об этом размышляет в романе Базаров: «Старая штука смерть, а каждому внове».

Таким образом, сцена смерти Базарова очень важна в контексте образа главного героя, взгляда писателя на жизнь, природу человека и судьбу.



5 / 5. 4

.