3
(2)

О своей комедии Гоголь отзывался в следующих словах: «В «Ревизоре» я решился собрать в кучу все дурное в России … все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться надо всем».

О Хлестакове Гоголь отзывался такими словами: «Это лицо должно быть типом многого разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий, хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но натурально в этом не хочет только признаться».

Иными словами, автор хотел сделать комедию бытовым произведением, а одного из его героев лицом собирательным. Комедия должна была представить всю Россию с ее отрицательной стороны, а характерной отрицательной чертой России того времени было невежество, взяточничество, казнокрадство и обман; как это принято считать, это были частные пороки, классовые, а всеобщим было невежество, но натурально проявлялось оно самым различным образом.

Комедия Гоголя и показала это всеобщее невежество. И Хлестаков, и городничий, и Держиморда, и унтер-офицерская жена, и все прочие действующие лица комедии являются носителями невежества, но в каждом из них оно проявилось сообразно их характеру, а потому рядом с ним обнаруживаются и другие отрицательные стороны их характеров.

Таким образом, сообразно ходу и развитию пьесы на общем фоне невежества всплывает постепенно один за другим порок за пороком, недостаток за недостатком, составляющие
достояние или отдельного класса или только лица и в общем, действительно, получается впечатление, что автором в комедии собрано «в кучу все дурное в России».

С этим связана первая характерная черта этого произведения: отсутствие положительных типов. В комедии нет ни одного лица, глядя на которое зритель или читатель мог бы хоть несколько отдохнуть душевно и успокоиться. В ней представлена только одна грязь и пошлость.

Правда, сам автор указывал, что в его произведении скрыто одно честное и благородное лицо, именно — смех, но под ним скрывается, собственно говоря, сам автор, выставивший на всеобщее осмеяние все отрицательное в русской жизни и в русских людях, к чему и себя чувствовал причастным, так как не раз признавался, что «и наш брат, бедный
литератор, подчас бывает Хлестаковым».

Второю особенностью комедии является ее завязка, которая, сообразно цели автора: посмеяться над всем за один раз, должна охватывать всех действующих лиц сразу, а не какое-нибудь одно.

Таким образом, в комедии не может быть места для «первого любовника» и для любовной интриги, так как она дает возможность обнаружить характеры лишь двух действующих лиц: героя и героини, а Гоголь имел в виду обрисовать все и всех, а потому и завязка комедии, охватывая всех действующих лиц как стальным кольцом, имеет характер всеобщности.

Характерная ее черта — отсутствие любовной интриги. Этим именно и объясняется то, что Гоголь для завязки своей комедии выбрал приезд ревизора. Известие об этом задевает сразу всех действующих лиц и заставляет их обнаружить свое невежество сообразно индивидуальностям своего характера.

Уже один тот факт, что чиновники и жители в городе сразу всполошились, свидетельствует о неспокойном состоянии их совести, которое было естественным результатом сознания своих «грешков» и «грехов» и тоскливого ожидания законного наказания.

На воре шапка горит, говорит пословица, и она вполне оправдалась на действующих лицах комедии, которые именно вследствие этого приняли «сосульку, тряпку» за важного человека. Не будь это чувство бессознательно в душе человека, не произошло бы и ошибки; Гоголь хорошо это понимал и в первой же сцене перед зрителем устанавливается факт греховности и невежества всех действующих лиц, а дальнейшие сцены обнаруживают индивидуальность этого невежества и греховности сообразно характеру каждого лица.

Таким образом весь ход комедии » Ревизор» представляет дальнейшее и подробное развитие того, что выражено в первой сцене и заканчивается приездом истинного ревизора, который приводит всех в оцепенение, причем и тут, в этой немой сцене, в позе и выражении лица каждого выражается всеобщее невежество и индивидуальности характера. Вся развязка сводится к тому же, из чего вытекала и завязка комедии, т. е. к невежеству и к сознанию своей греховности.

3 / 5. 2

.