2.6
(8)

СОЧИНЕНИЕ НА ТЕМУ: «ПЕТЕРБУРГ ДОСТОЕВСКОГО» ПО РОМАНУ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Город — трагическая судьба человека. Город Петербург — призрак, порожденный человеком в его одиночестве и лишениях.

Н. Бердяев

К числу наиболее величественных произведений Ф. М. Достоевского, которое оказало большое влияние на дальнейшую мировую литературу, относится роман «Преступление и наказание». Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» еще называют «петербургским романом». Случайно ли это? Ведь о Петербурге писали А. Пушкин, Н. Гоголь, А. Некрасов. Совсем другим представлен Петербург у Достоевского — это «самый фантастический» город. Он мрачный, таинственный. Именно здесь совершает свое преступление Родион Раскольников.

Раскольников — студент-разночинец. Он живет в Петербурге, в тесной каморке и исключен из университета за бедность. Раскольников — человек честный, не терпит лжи и фальши, а его злодеяния «открыли в его ум и сердце страдания миллионов». Петербург у Достоевского не только место совершения преступления, но он и его соучастник. Только в этом городе у Раскольникова могла появиться безобразная мечта — мнение о совершении убийства.

Главный герой и город, в котором он живет, неотделимы друг от друга. Причем в романе нет очень подробных описаний Петербурга, только небольшие замечания, но они только усиливают контакт с духовным миром города. Петербург холодный. «Непонятным холодом повеяло» на Раскольникова, когда он стоял на мосту и рассматривал городскую панораму «духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина …».

Особый акцент в внешний вид Петербурга вносят запахи и цвета: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу … ». Все это действует на людей негативно, усиливая и обостряя их болезни. Но больные у Достоевского не только люди: кто морально, кто физически, но болен и сам Петербург. И характерный цвет болезни — желтый. Он у Достоевского навязчивый и раздражающий. Например, обои желтого цвета, мебель из желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтая комнатка Раскольникова, желтая лицо Мармеладова, перстень с желтым камнем в Лужина. У Порфирия Петровича в кабинете мебель тоже из желтого дерева. Использованые писателем детали отражают напряженную и безысходную атмосферу, в которой вынуждены жить его герои. Она несет в себе что-то зловещее, как бы нагнетая и предвещая трагические события.

Писатель проводит читателей через «грязные и вонючие» дворы, по узким, залитым помоями лестнице, по комнатам, где чуть мерцает огарок свечи. Здесь живут его герои, люди бедные, «униженные и оскорбленные». Но Петербург город не только людей бедных, но и город людей сытых, деловых, «хозяев» жизни — мелких и крупных хищников. Они ничем не гнушаются. «Темные» дела у мошенника Коха: он скупает просроченные вещи у старухи-процентщицы; у купца Юшина, что сдает дешевые номера. Можно то же сказать о Луизе Ивановне, Дарье Францевне, которые просто торгуют женщинами. И совсем другой тип дельца, более крупного, ловкого представлен Достоевским в образе Лужина.

Абсолютно обездоленным чувствует себя среди богатых особняков, обеспеченных людей, разряженных женщин бедный студент Раскольников. Это его на потеху прохожим хлестнул кнутом кучер богатой коляски, когда он чуть не попал под ее колеса на мосту.

Раскольникову больше нравится другая часть Петербурга — Сенная площадь. Здесь он чувствует себя спокойнее, и красота здесь другая: «Я люблю, как поют под шарманку в холодный, темный и сырой осенний вечер, непременно в сырой, когда у всех прохожих бледно-зеленые и больные лица; или, еще лучше, когда снег мокрый падает, совсем прямо, без ветра, знаете? А через него фонари с газом блестят … ».

Где-то поблизости произошли трагические события романа: коляской раздавленный несчастный Мармеладов, умирает его чахоточная вдова — истекает кровью на улице, застреливается Свидригайлов. Эти уличные сцены — дополнительный фон, созданный Достоевским, на котором и разворачивается непростая жизнь Раскольникова, Сони, Мармеладова.

Достоевский, описывая историю двух семей — Раскольниковых и Мармеладовых, представляет нам их невыносимые страдания, ведущие к падению человека, их крайнюю степень отчаяния. Вот в таком мире нищеты, отчаяния и страданий и родилась безумная мысль Раскольникова, созрел его индивидуальный протест. Трагизм событий усиливает мрачность пейзажа: темные углы, грязные распивочные. Роман полон контрастами света и тени. Его трагические эпизоды происходят в трактирах, на грязных и душных улицах города, подчеркивает глухоту страшного мира и его равнодушие к человеческой боли и страданиям.

Усиливает действие в романе и стихия: атмосфера, вода, земля. Раскольников перед убийством не может дышать, задыхается в душном и пыльном городе, в своей тесной каморке, похожей на гроб. Самоубийство Свидригайлова происходит дождливой ночью, когда человек переполнен страданиями, а природа залита водой и «готова выйти из берегов».

Ф. М. Достоевский, исследуя трагические противоречия, исследуя, что происходит, приводит читателя к великому открытию: рассеиваются ложные теории сознания своей исключительности, исчезает презрение к людям перед величием и чистотой истинной любви к людям. Писатель осуждает порядки общества, выступает против них. Такие порядки ведут и толкают людей на смерть, на разврат и убийства, поэтому Петербург Достоевского жестокий и безжалостный, да он и не может быть иным.

2.6 / 5. 8

.