Сочинение стихотворение «На железной вороге».

Стихотворение «На железной дороге» было написано Блоком в 1910 г. (посвящено М.П. Ивановой). Оно вошло в известный цикл «Родина». В примечаниях поэт писал, что оно создано под влиянием одного из эпизодов романа Л.Н. Толстого «Воскресение»: «Катюша Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса». Явно перекликается сюжет Блока и со стихотворением Н.А. Некрасова «Тройка», мотив поруганной красоты, загубленной женской судьбы является общим для обоих произведений.

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

Так начинается стихотворение Некрасова. Он предрекает своей героине обыкновенную, банальную судьбу крестьянской девушки — замужество, черную и трудную работу, страдания и несчастья. Это один из вариантов (самый реальный и прозаичный) развития событий.

Блок же предлагает нам другой вариант. В его стихотворении столкновение мечты и реальности оборачивается трагедией — гибелью прекрасной молодой девушки.

Жанр стихотворения — рассказ в стихах. Открывается оно картиной гибели героини, завершается — осмыслением этой трагедии (мы имеем кольцевую композицию). Центральная же часть произведения посвящена прошлой жизни героини. Однако здесь мы не видим каких-либо конкретных объяснений и мотивировок ее поведения. Используя прием ретроспекции, поэт словно пытается разгадать загадку этой девушки. Однако сделать это уже невозможно.

Первая строфа фотографична, она напоминает нам газетную заметку, рассказ, очерк. Вместе с тем сцена эта у Блока противоестественна, антитеза жизни и смерти предельно насыщает ее, придавая прозаическому рассказу подлинный драматизм:

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Первая строфа является своеобразным вступлением, композиционно это — первая часть стихотворения. Вторая часть чуть-чуть приоткрывает нам страницу судьбы героини. Поэт не дает нам каких-либо подробностей, но ведущей темой становится здесь мечта девушки о счастье и трагическое осознание недостижимости его.

Исследователи отмечали, что героиня Блока противопоставлена окружающей ее реальности, т. к. В душе ее живы чувства, она способна волноваться, тосковать, страстно желать любви, горевать. Напротив, окружающий ее мир — безжизненный и пустой, мертвенный. Антитеза жизни и смерти, таким образом, получает у Блока оригинальное воплощение: погибшая девушка напоминает о жизни, а продолжающий
жить мир бездушен, пропитан мертвенностью.

Отношение героини к миру и мира к ней контрастно противоположно. у нее — «жадный взор», юность, открытая для новых впечатлений, сердце, страстно жаждущее счастья, разум, устремленный к иной жизни. Но окружающий мир жесток, он равнодушен к мечтам, порывам, его не способна вдохновить красота:

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нею рядом.

В глазах проезжающих эта юная девушка становится всего лишь частью провинциального пейзажа. Пустота окружающей жизни порождает в душе ее неизбывную тоску, сопоставимую с образом поезда и железной дороги:

Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая …
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая …

Дорога здесь становится еще и символом жизненного пути, символом неумолимо бегущего времени. Кульминацией противостояния мечты и реальности становятся у Блока следующие строки:

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов …

Третья композиционная часть стихотворения словно подводит итог юной загубленной жизни. Одновременно мы ощущаем здесь горячее сочувствие поэта, обличение им этого бездушного мира, в котором гибель человека способна породить лишь обывательский интерес и любопытство. Здесь звучит приговор и бездушному времени, «железному веку», ломающему человеческие судьбы. В подтексте едва уловимо звучит мотив противостояния прогресса, вечного движения вперед (железная дорога) и внутренней жизни человека (вечной мечты о счастье):

Не подходите к ней с расспросами,
Вам все равно, а ей довольно: .
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Через судьбу героини поэт осмысливает и судьбу России (такая трактовка распространена в работах исследователей).

Стихотворение «На железной дороге» относится к городской лирике, оно написано катренами. Четырехстопный ямб чередуется здесь с пятистопным. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («тоска дорожная, железная»), сравнение («лежит и смотрит, как живая»), анафору («Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало»), олицетворение («Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая»), градацию (к любовью, грязью иль колесами»).

Сочинение стихотворение «На железной вороге».
Поставь оценку статье
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

© 2018 Инфошкола