1
(1)

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» воссоздает в воображении детей картину ранней осени. Они перечисляют поэтические образы, легко определяют настроение произведения и отмечают активное использование автором такого простого тропа, как эпитет.

В первой строфе стихотворения ребята находят эпитеты: дивная пора, хрустальный день, лучезарны вечера. Работая с «Толковым словарем русского языка» С.И.Ожегова, выясняют лексическое значение слова лучезарный — сверкающий, сияющий.

— А для чего Тютчев использует такие восторженные эпитеты? (Восхищение увиденным настолько сильно, автора переполняют чувства, и, чтобы выразить свое душевное состояние, он использует такие легкие, воздушные эпитеты.)

При анализе второй строфы заостряю внимание учащихся на эпитете бодрый серп.
— Почему серп у автора «бодрый», а не «легкий» или «быстрый»? Что заключает в себе выбранный поэтом эпитет?

По «Толковому словарю русского языка» Ожегава ребята выясняют значение слова бодрый (полный сил, деятельности, энергии) и приходят к выводу, что серп умелый, быстрый и словно живой в руках работающего крестьянина. А я говорю о том, что этот троп еще называется олицетворением.

Затруднение вызывает слово праздная борозда. Выясняем значение слова по словарю. Оказывается, в стихотворении Тютчева оно использовано в своем прямом значении — «ничем не занятая», то есть ничем не засеянная, свободная. Но все-таки, чтобы активизировать умственную и творческую деятельность детей, предлагаю подумать, чем является это слово в данном стихотворении: эпитетом или просто определительным прилагательным.

Ребята говорят, что слово праздная — торжественное, праздничное, что даже борозда в поле рада хрустальному, дивному осеннему дню, рада тому, что теперь можно и отдохнуть после летней работы. И автор рад за нее, он так внимателен к борозде, что даже заметил «паутины тонкий волос», украшающий ее своим блеском. Поэтому праздная
борозда — эпитет, то есть художественное определение.

Анализируя третью строфу, ученики замечают красивый, нежный образ — «чистая и теплая лазурь», выясняют значение слова лазурь при помощи словаря. Лазурь — светло-синий цвет, синева (устар. и высок).

— Как вы думаете, почему поэт использовал именно эпитеты чистая и светлая для слова лазурь? (У автора чистая лазурь, то есть ясное небо, не возвышается над полем, а льется, как солнечный свет, как теплый океан, на землю. Объясняю, что лазурь льется — это мета-
фора, скрытое сравнение.)

— А почему поле у автора отдыхающее, а не, например, сжатое недавно? Тоже ведь рифмуется. (Поле — труженик, для поэта оно живое. Оно трудилось все лето, а теперь отдыхает. Это олицетворение.)

— Обратимся еще раз к тексту стихотворения. А слышим ли мы в нем какие-либо звуки?
(Звуков нет — «птиц не слышно боле». Тишина.

Но эта тишина нужна автору, чтобы насладиться красотой -первоначальной осени». Эта тишина — хрустальная, дивная, праздная.)
В результате анализа использованных в стихотворении тропов учащиеся приходят к выводу об их роли в художественном произведении. Тропы нужны поэтам для создания неповторимой, яркой картины — образа.

Это средство художественной выразительности. Тропы нужны и для выражения авторского отношения к описываемому, для того, чтобы чувства и переживания автора стали близки и понятны читателю, чтобы читатель вслед за автором и вместе с ним испытал эстетическое наслаждение, прикоснувшись к вечности мироздания.

Анализ второго текста — отрывка из стихотворения «Затишье» великого русского писателя и поэта И.А.Бунина поможет выяснить роль сравнений и олицетворений в произведении. Отрывок из стихотворения читаю сама, стараясь передать опенки многих чувств: печали, восхищения, невозвратной утраты.

…глубоко степь молчит —
ни звука, ни движенья …
В прозрачном воздухе далеко тонет взор …
На солнце желтый лес сверкает в отдаленье,
Как ярким золотом пылающий костер.
В саду листки берез, без шороха срываясь,
Средь тонких паутин, как бабочки, блестят
И, слабо по ветвям цепляясь и качаясь,
На блеклую траву беспомощно летят.

При определении настроения стихотворения мнения ребят разделяются. Одни считают, что настроение стихотворения светлое, умиротворенное. А некоторым показалось, что он грустное.

Предлагаю им подумать, почему стихотворение вызывает такие разные чувства. Ученики говорят о том, что эпитет прозрачный воздух, сравнения как ярким золотом пылающий костер, как бабочки, метафора лес сверкает вызывают восхищение.

Поэт любуется красотой осеннего затишья. И в то же время олицетворения: качающиеся и слабо цепляющиеся, беспомощно летящие на «блеклую траву» листья, «глубоко» молчащая степь — навевают грусть и выражают сожаление автора о том, что природа «умолкает» в предчувствии холодной зимы.

— Озвучена ли в стихотворении картина, созданная Буниным? («Глубоко молчит», «ни звука, ни движенья», «без шороха», само название «Затишье» … Тишина, «глубокая», «беспомощная», а потому грустная. Но это светлая грусть.)

 

1 / 5. 1

.