0
(0)

Прежде всего, следует подчеркнуть взаимосвязь литературы и истории — не как науки, а как процесса развития человечества.

Есть объективный исторический процесс, и есть литературный процесс: литература развивается, далеко не всегда совпадая с развитием общества, но всегда так или иначе отражая его. В петровское время Россия повернулась лицом к Европе.

Преобразования, начатые Петром I, затронули все сферы жизни страны. Вместе с экономическими реформами начался бурный расцвет культуры. Вспомним реформаторов русского языка и литературы: М.В. Ломоносова, А. П. Сумарокова.

Особую роль сыграло творчество М.В. Ломоносова: его «Риторика» стала первой в России хрестоматией лучших произведений русской и мировой словесности; в «Российской грамматике» он заложил основы и нормы русского литературного языка; в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» разработал теорию «трех штилей»; в «Письме о правилах российского стихотворства» осуществил реформу русского стихосложения, начатую Тредиаковским.

Следуя за французскими классицистами, русская литература сохранила свои лучшие традиции: гражданственность, сатирическую направленность, внимание к человеческой личности.

Главное, что переняла и развила русская литература, — принципы создания новой, светской литературы. Ю.В. Лебедев подчеркивает своеобразие развития русской литературы, объясняя его особенностями исторического развития нашей страны.

Поэтому схема развития европейской (прежде всего французской) литературы: от реализма Возрождения с его идеей гуманизма через барокко (для которого характерно сочетание возвышенного и земного, светскости и религиозности, вера в человеческие возможности и убеждение во всесилии природы, сложность и вычурность форм) к классицизму, затем к просветительскому реализму, сентиментализму, романтизму и, наконец, к реализму — не вполне работает на русской почве.

Россия за короткое время пережила несколько стадий развития, что обусловило сочетание в произведениях писателей черт разных литературных направлений. Ю.В. Лебедев считает своеобразием русского реализма представления писателей о том, что мерой всех вещей является не человек как венец творения, а идеал человека — образ Божий.

В XIX веке черты классицизма, сентиментализма, романтизма, сохраняясь, уступали место реализму. Черты этого художественного принципа существовали с античности. Говорят о реализме литературы Возрождения, о просветительском реализме. Но лишь в XIX веке реализм оформился как система взглядов на искусство.

Реализм ставит целью правдивое изображение действительности в ее типичных чертах. Реализм не означает слепого копирования, подражания. Верное отражение действительности сопровождается творческим своеобразием художника, писателя.

Писатель-реалист стремится показать взаимосвязь, взаимозависимость жизненных явлений, не оставляя без внимания даже самые незначительные, заурядные, а порой и неприятные.

По мнению В.Г. Белинского, писатель-реалист призван «понимать предметы так, как они есть, отдельно от своей личности, переселяться в них и жить их жизнью». Тяга к достоверности, подробности, детализации сочетается у реалистов со стремлением к философским
обобщениям.

Эпоха классического реализма началась в 30-х годах XlX века: в Европе — с произведений Стендаля, Бальзака, Диккенса, в России — с пушкинских «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова». Реализм Пушкина — не только в изображении реалий эпохи, но и в разработке характеров: они многогранны, они развиваются, они обладают как достоинствами, так и недостатками, подобно реальным людям.

Исследование явлений действительности позволило понять их взаимосвязь, разобраться в сложных отношениях между ними, выявить наиболее типические черты, а значит, приблизиться к познанию законов развития и существования общества.

Типическими являются и характеры, и обстоятельства, в которых они существуют. И характеры, и обстоятельства взаимосвязаны и взаимообусловлены.

С этим связан важный признак реализма — историзм. Для писателей-реалистов литературный герой — носитель черт определенной эпохи, конкретного времени. Реалисты осмысляют современность как звено в непрерывной исторической цепи, биографию героя — как историческую закономерность.

Эпоха реализма выдвинула на первый план жанр романа, повлияла на развитие театрального искусства, драматургии. Вторая половина XIX века — время бурного подъема газет, литературных журналов, переводной литературы, распространения литературных кружков и обществ. Это было обусловлено развитием просвещения, изменениями в структуре общества — появлением «третьего сословия» (разночинцев), ростом числа образованных, неравнодушных к литературе и общественным проблемам читателей.

Активное развитие промышленности, науки, экономики страны вызвало перемены и в культуре: живописи, архитектуре, музыке, театре.

Если литература первой половины XIX века отличается лаконичностью, емкостью, жанровой универсальностью (вспомним Пушкина), то с 1840-х годов отличительной чертой реалистической литературы становятся аналитичность, жанровая специализация, возникновение нескольких критических школ.

Кстати, в России термин «реализм» широко ввел Д.И. Писарев, один из представителей школы «реальной критики», революционер- демократ.

0 / 5. 0

.