2
(6)

В «Старосветских помещиках» Гоголь высмеял ничтожную животную жизнь обитателей помещичьих гнезд, сводившуюся только к физиологическим отправлениям. Гоголь разоблачает нелепую бессмысленность такой жизни, «где ни одно желание не перелетает за  частокол двора». Тоской по подлинной, здоровой общественной жизни  людей проникнута вся повесть.

Изображая «добрых старичков», никчемных существователей Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, их умственный идиотизм, обжорство, кулинарные интересы, которые возобладали над всеми прочими человеческими потребностями, писатель всем существом подлинного гуманиста протестует против того общественного строя, который калечит, уродует человека. Животный  процесс поглотил человека в условиях паразитического образа жизни — вот центральная мысль «Старосветских помещиков».

Старосветские помещики

Старосветские помещики

В повести Гоголь до конца отрицает бессмысленную жизнь людей. И теплота, которой, кажется, овеяно повествование о жизни «добрых старичков» — горькая насмешка над ними, которую не заметить нельзя. Анализируя повесть «Старосветские помещики», стоит указать на  двойственное отношение Гоголя к своим героям: с одной стороны, беспощадное разоблачение их пошлости и уродливости, с другой стороны, чувствуется участие к ним. В этом, однако, нет противоречия, которое обнаруживали в повести Гоголя некоторые критики, объясняя его стремлением писателя опоэтизировать никчемную жизнь представителей своего класса. Смысл двойственного отношения Гоголя к своим героям  кроется в его гуманизме, во взглядах на человека, на его положение в конкретных социально-исторических условиях. И в этом заключена основная идея повести.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — люди как люди, а не скоты и полуидиоты от рождения, какими они кажутся на первый взгляд. Даже сквозь беспросветную атмосферу пошлости, мелочности и скуки их существования можно обнаружить в них хорошие человеческие качества — гостеприимство, бескорыстие, сердечность, преданную любовь. Поэтому «Старосветские помещики» представляются нам не только произведением, резко обличающим паразитизм «небокоптителей», «прорех на человечестве», они являются вместе с тем и глубоким раздумьем писателя над вопросами современной жизни, над причинами этой страшной пустоты человеческого существования.

Пульхерия Ивановна

Пульхерия Ивановна

Именно с этим раздумьем  связан лиризм повести. Гоголь с поразительной силой таланта показал, как опошляются, гибнут люди в условиях уродливой жизни современного общества. По словам Белинского, Гоголь «в пошлой и нелепой жизни  нашел человеческое чувство». Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна — это золотые люди по своим душевным свойствам. И писателю глубоко симпатичны лучшие качества его героев. Эти добрые люди,- читаем мы в повести, — можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось. Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство. Но более всего приятно мне было то, что во всей их услужливости не было никакой приторности. «Старосветские помещики» — не только яркое обличительное, сатирическое произведение, но и лирическая повесть о любви.

Вот почему еще Пушкин тонко подметил, что повесть заставляет «смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Н.В.Станкевич в письме к одному из своих друзей  писал: «Прочел одну повесть из Гоголева «Миргорода» — это прелесть!  (Старомодные помещики», так, кажется, она названа). Прочти! Как здесь схвачено прекрасное чувство человеческое в пустой, ничтожной жизни».  Именно благородное чувство преданной любви, которое пробилось через  всепоглощающую пошлость обывательской жизни, заставило Станкевича так высоко оценить эту повесть, назвать ее «прелестью».  Такое же впечатление оказала повесть и на Белинского, который, прочитав ее, воскликнул: «О бедное человечество! жалкая жизнь! И однако ж вам все-таки жаль Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны! Вы плачете о них, о них, которые только пили и ели и потом умерли!… ». Не «жалкую жизнь» заставляет пожалеть Гоголь, а человека в его трагическом положении: лучшие человеческие качества оказались  зарыты спудом скудного низменного существования.  С негодованием и скорбью изображает Гоголь современную ему  Россию, в которой скрыта, задавлена могучая сила «бойкого народа»,  изображает никчемность человеческих характеров, ложь общественных отношений. Величайшая грусть о человеке, «незримые слезы» и разящий смех сатиры — вот чем характеризуется гоголевский гуманизм.

Подходя к анализу «Старосветских помещиков» с этой стороны, Белинский замечательно раскрывает источник авторского лиризма, которым проникнута повесть. Он кроется не в попытке идеализации патриархальной помещичьей жизни, а в глубоком гуманизме писателя, в его раздумье о судьбе человека, прекрасные качества которого не могут развернуться, глохнут в условиях бессмысленного паразитического существования.  «Отчего же так привязывают вас к себе эти люди? Оттого, что это были люди, по своей натуре неспособные ни к какому злу, до того добрые, люди, которые до того жили один в другом, что смерть одного была смертию для другого»

Краткое содержание повести «Старосветские помещики»

2 / 5. 6

.