4.9
(7)

История создания пьесы «Старший сын»

  1. 1964 г. — начало работы над пьесой под названием «Мир в доме Сарафанова».
  2. 1965 г. публикация пьесы отрывками под названием «Женихи».
  3. 1968 г. — публикация в альманахе «Анга- ра» под названием «Предместье».
  4. 1970 г. — доработка пьесы, выход её отдельным изданием.

Композиция и сюжет пьесы «Старший сын»

Завязка

Завязка пьесы имеет почти водевильный характер: Володя Бусыгин и его приятель Сильва опаздывают на электричку и стремятся переночевать в первом попавшемся доме. 

Развитие действия

Парни притворяются знакомыми Сарафанова, чтобы погреться в квартире, а Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — сын Сарафанова. Сарафанов верит в это и дарит «сыну» семейную реликвию — серебряную табакерку. Молодому человеку приходится участвовать в решении проблем своей новой «семьи».

Кульминация

Нина собирается выйти замуж за курсанта-лётчика и уехать с ним на Сахалин, но влюбляется в Бусыгина. Тот тоже чувствует симпатию к новоиспечённой сестре, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Бусыгин разоблачает себя, но признаётся Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Развязка

«Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — отвечает Сарафанов Бусыгину. Тот остаётся в доме Сарафанова.


Основные образы пьесы «Старший сын»

Владимир Бусыгин:

  1. молодой человек, студент медицинского института;
  2. безответственно солгал;
  3. рос без отца, впервые ощутил любовь к себе;
  4. ощущает ответственность за Васеньку, который влюблён в легкомысленную женщину;
  5. хочет уберечь Нину от брака без любви;
  6. пытается сплотить чужую семью;
  7. не только входит в роль старшего сына, но и чувствует себя им;
  8. в одночасье повзрослел и теперь не может не заботиться о людях, которые приняли его как родного.

Андрей Сарафанов:

  1. пожилой человек, в одиночку воспитывающий дочку и сына;
  2. не нашёл себя в жизни, не стал большим музыкантом, кормил семью тем, что играл на похоронах и в кинотеатрах, скрывает это от детей;
  3. любит всех людей, открыто и доверчиво смотрит на мир;
  4. с радостью и надеждой принимает весть о сыне, находит в нём родственную душу.

Идейно-тематическое содержание пьесы «Старший сын»


⦁ Тема: дом как символ мироздания.
⦁ Идея: поиск родных по духу людей. У каждого человека есть потребность быть нужным и любимым. Одиночество способно  довести человека до отчаяния, привести его к совершению необдуманных поступков.  Родство людей по духу важнее родственных  уз, а отзывчивость сердца — главное достоинство человека. Людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное — не пытаться играть чужими чувствами.

Жанровое своеобразие пьесы «Старший сын»

Автор определил жанр пьесы как комедия  (в двух частях), но по сути она является  трагикомедией: нелепые ситуации, забавные  реплики героев, счастливый конец, а в основной части — семейная драма.

Художественные особенности пьесы «Старший сын»


⦁ Нет иерархии героев, все они одинаково важны для раскрытия замысла автора, сюжетные линии самодостаточны и переплетаются между собой, человеком владеет жизненная стихия.
⦁ Приёмы развития сюжета: подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш.

4.9 / 5. 7

.