5
(2)

СТИХОТВОРЕНИЕ «К МОРЮ» (1824)

Жанр: элегия с элементами послания.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение основано на реальных переживаниях: прощание поэта с Чёрным морем (его высылали в Михайловское). «К морю» поэт
написал в 1824 г., в переломный для себя период.

В это время поэзия Пушкина претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что это произведение завершило романтический период в творчестве поэта. Пушкин вспоминает о Наполеоне и Байроне, которые умерли за свои идеалы, и уходит от романтических образов в реальные:

В леса, в пустыни молчаливы…

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Темы: взаимодействие личности и общества, свобода и угнетение человека, взаимоотношения индивида и власти.
⦁ Идея: везде, где есть цивилизация, преследуется независимость, поэтому по-настоящему свободны лишь волны. Истинную независимость человека можно сохранить только внутри против неё бессильны правители всех стран.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: гордою красой, пустыни молчаливы, путь беспечный, своенравные порывы.
⦁ Славянизмы: брег, глас, рыбарей.
⦁ Лексика высокого стиля: благо, властитель, венец, тиран.

Кольцевая композиция: в начал и в конце лирический герой прощается с морем:

Прощай, свободная стихия!
Прощай же, море!

В заключение предлагаем рассмотреть две картины Айвазовского: «Пушкин на берегу Чёрного моря» (1897) и «Прощание Пушкина с морем».

Пушкин на берегу черного моря

Пушкин на берегу черного моря

Прощание Пушкина с морем

Прощание Пушкина с морем

Какой из этих картин вы бы проиллюстрировали стихотворение Пушкина «К морю»? Обоснуйте.

Учащиеся единодушно выбирают картину «Прощание Пушкина с морем». Она создана двумя художниками: Айвазовским, который писал море, и Репиным, вписавшим в пейзаж фигуру поэта.

Что постарался подчеркнуть каждый художник?

Школьникам нравится гармония: море и поэт будто дополняют друг друга. Каждый художник постарался подчеркнуть в своём объекте свободу. Она чувствуется и в кипении своенравных волн, и в быстро бегущих тучах, и в крылатке Пушкина, которую развевает ветер, и в его буйных кудрях, и во всём его вдохновенном облике.

Он прощается с морем, он прощается со свободой, но мечта о ней никогда не оставит сердца поэта. «И долго буду тем любезен я народу … что в мой жестокий век восславил я свободу»

5 / 5. 2

.