4.4
(7)

Мессир удивлен, что мастера не берут в «свет». «Он не заслужил света, он заслужил покой», — отвечает Левий Матвей. С мастером, конечно, рядом будет Маргарита.

Воланд велит Азазелло лететь к ним и «все устроить». В это время являются кот и Коровьев. Сатана спрашивает об их проделках и говорит, что они могут отдыхать, сейчас придет туча, начнется гроза, которая «довершит все, что нужно довершить».  А он со свитой тронется в путь. Город накрывает черная туча, и Воланда не видно во тьме.

Мастер и Маргарита в своем подвальчике говорят о том, что было предыдущей ночью. Мастер сомневается, что они были у сатаны, считая это результатом сумасшествия и галлюцинации.

Но Маргарита уверена, что вступила в сделку с ним, и знает, что он все устроит так, как надо, а сама она стала ведьмой. Мастер думает, что он болен и нищ, и просит, чтобы его любимая не губила себя с ним. Женщина корит его: она провела нагой ночь на балу у сатаны, выплакала глаза, а теперь он ее гонит.

Маргарита говорит, что мастеру «опустошили» душу, его «искалечили». Тот чувствует себя пристыженным. Он говорит, что больше не проявит малодушия и согласен искать спасения у потусторонней силы. Является Азазелло.

Мастер понимает, что он с каким-то поручением. Азазелло предлагает влюбленным совершить прогулку с Воландом. Мастер соглашается, к радости Маргариты. Гость наливает им фалериское вино, которое пил Понтий Пилат.

Оба отравлены. Азазелло летит в особняк мужа Маргариты и видит, как она, ожидая супруга, хватается за сердце и умирает. Затем, уже в подвальчике, он смотрит на ее лицо: оно меняется, теряя черты ведьмы, приобретая страдальческое выражение.

Тогда он вливает несколько капель вина в рот Маргариты, и она встает, живая и сильная. Видит на полу мастера, называет Азазелло отравителем, но он ей говорит, что мастер сейчас встанет. Ему также вливают чудодейственные капли, он тоже называет Азазелло отравителем, но затем прозревает, смотрит светлым и ясным взглядом.

Гость говорит, что им пора, ибо начинается гроза. Мастер понимает,
что их убили и они мертвы. Но Азазелло замечает, что тот мыслит, следовательно, он жив. «Разве для того, чтобы считать себя живым, нужно непременно сидеть в подвале, имея на себе рубашку и больничные кальсоны? Это смешно» — восклицает Азазелло.

Маргарита просит, чтобы мастер взял с собой роман. Но он знает его наизусть. Азазелло поджигает дом, все трое садятся на черных коней и уносятся в небо.

По пути мастер и Маргарита залетают в клинику, чтобы попрощаться с Иваном Бездомным. Поэт говорит мастеру, что сдержит слово и стихов больше писать не будет, а тот завещает ему написать продолжение истории о Пилате. Иван спрашивает о Маргарите, осталась ли она верна мастеру. Он видит ее, утешающую его. Мастер и Маргарита улетают.

Прощаясь, мастер называет Ивана своим учеником. Бездомный взволнован, к нему входит Прасковья Федоровна и, отвечая все понимающему больному, сообщает, что сейчас умер его сосед. Иван говорит, что в эту минуту в городе скончался еще один человек и это
женщина.

По задумке Воланда мастер и Маргарита должны обрести покой. «Неужто вы не хотите днем гулять со своею подругой под вишнями, которые начинают зацветать, а вечером слушать музыку Шуберта? Неужели ж вам не будет приятно писать при свечах гусиным пером?

Неужели вы не хотите, подобно Фаусту, сидеть над ретортой в надежде, что вам удастся вылепить нового гомункула? Туда, туда. Там ждет уже вас дом и старый слуга, свечи уже горят, а скоро они потухнут, потому что вы немедленно встретите рассвет», — так рисует их жизнь в вечности Воланд.

Он прощается  с мастером и Маргаритой и вместе со своей свитой исчезает в черном провале. А возлюбленные видят рассвет и идут в утренних лучах к своему вечном дому.

« Смотри, вон впереди твой вечный дом, который тебе дали в награду. Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше. Я знаю, что вечером к тебе придут те, кого ты любишь, кем ты интересуешься и кто тебя не встревожит. Они будут тебе играть, они будут петь тебе, ты увидишь, какой свет в комнате, когда горят свечи. Ты будешь засыпать, надевши свой засаленный и вечный колпак, ты будешь засыпать с улыбкой на губах. Сон укрепит тебя, ты станешь рассуждать мудро. А прогнать меня ты уже не сумеешь. Беречь твой сон буду я», — говорит Маргарита.

И мастер чувствует, что кто-то отпускает его на свободу, как сам он только что отпустил своего героя.

4.4 / 5. 7

.