0
(0)

СТИХОТВОРЕНИЕ «СВОБОДЫ СЕЯТЕЛЬ ПУСТЫННЫЙ» (1823)

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — гражданская).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» выражает разочарование в романтических идеалах, проникнуто пессимизмом и безысходностью, что несвойственно для лирики А. С. Пушкина. В основу сюжета положена евангельская притча о сеятеле. Композиционно произведение делится на две части.

Часть 1
Поэт пытается посеять «живительное семя» в душах и мыслях людей, но потерял он «только время, // Благие мысли и труды … »

Часть 2
Поэт гневно обличает толпу в бездействии, сравнивая с покорным стадом: «Паситесь, мирные народы! // Вас не разбудит чести клич // к чему стадам дары свободы?»

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы.
⦁ Идея: связана с тайной надеждой поэта: он взывает к народам, однако стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Основная мысль — разбудить личности в «стадах» мирных народов.

 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Аллегория — основной приём в стихотворении. А. С. Пушкин также использует такие
фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос («К чему стадам дары свободы?») и призыв («Паситесь, мирные народы!»).
⦁ Эпитеты: сеятель пустынный, рукою чистой и безвинной, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
⦁ Старославянизмы: бразды, благой.

0 / 5. 0

.