0
(0)

Блок утверждал, что тема Родины для него центральная, и ей он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Но в разные периоды творчества образ Родины менялся. Эволюцию темы можно проследить на стихотворениях «Русь» и «Россия»

В стихотворении «Русь» Блока предстаёт образ Руси поверий и легенд, преданий старины. Это сказочная, колдовская, таинственная страна. Она пропитана образами народной поэтики, наполнена своей мифологией, причём мифологией демонической: ведунами, ворожеями, ведьмами, чертями.

Рождаются ассоциации с сюжетами народных песен: «Где буйно заметает вьюга до крыши — утлое жильё, и девушка на злого друга под снегом точит лезвиё». При этом образ Руси статичен. Не случайно состояние сна: « … И за дремотой тайна, и в тайне почивает Русь». Ощущение тайны придаёт определённую условность образу.

Стихотворение напоминает песню, мелодичность возникает от ассонансного звучания. О реальной России напоминает лишь один мазок — нищета родимой страны и лоскуты её лохмотий. От образа веет первозданной силой и чистотой.

Затем проанализируем стихотворение «Россия». В стихотворении дан образ нищей России, образ, тяготеющий к реальному изображению. Отсюда предметный ряд: «расхлябанные колеи», «избы серые», лес, поле. Вместе с тем поэт не отказывается от символов, но они в большей степени работают на создание русского колорита. Например, «три
стёртых треплются шлеи» — образ-символ русской тройки.

Образ Родины соотносится с женским началом: «твои прекрасные черты», «плат узорный до бровей», «мгновенный взор из-под платка». В отличие от Руси Россия дана в движении, поэтому ей сопутствует образ дороги: тройка, колея, песня ямщика. Поэт любит Россию: «Твои мне песни ветровые — как слёзы первые любви!» В чувстве поэта к Родине
отсутствует жалость. Крест, который несёт лирический герой, один надвоих. Россия и лирический герой движутся по одному пути.

Так тема Родины вплетается в тему пути. Этот путь страны, движение ярко отражены в цикле «На поле Куликовом». Для
поэта Куликовская битва была символическим событием русской истории. Анализируется стихотворение «Река раскинулась, течёт, грустит лениво и моет берега … ».

Какое впечатление производит это стихотворение? Какие образы возникают в нём, почему их использует автор? Как конкретизируется облик Руси в стихотворении? Проследите за темпом стихотворения. Что с ним происходит, почему?
Почему возникает образ вражеского мира? Какой образ становится центральным? Зачем автор уделяет такое внимание движению?

С самого начала стихотворения автор рисует пространственную картину России. Это образ раскинувшейся реки, её берегов, жёлтого обрыва и степи. Пространственные образы готовят читателя к движению, хотя в первой строке это движение замедленно, а в третьей строка укорачивается по сравнению с первой (пятистопный ямб вместо шестистопного).

Возникает образ Руси, заполняющий степное пространство. Русь дана в облике любимой женщины — жены: «О, Русь моя! Жена моя!» Появляется мотив пути: «До боли нам ясен долгий путь». Слова «наш путь стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь» уточняют, что речь идёт об историческом пути России. Начинается неотвратимое движение.

Автор во второй строфе паузами и восклицательными знаками дробит длинные строки. Возникают образы вражеского мира, битвы: «В степном дыму блеснёт святое знамя и ханской сабли сталь». Рождается тревожное предчувствие от костров, озаривших степную даль. Есть ощущение судьбоносности сражения.

Мотив тревоги, стремительного движения навстречу своей судьбе достигает кульминации в образе степной кобылицы, летящей «сквозь кровь и пыль» сражений: «И вечный бой! Покой нам только снится». Она напоминает движение
гоголевской тройки. В образе степной кобылицы есть нечто роковое, гибельное: «Закат в крови! Из сердца кровь струится».

Динамичное движение вперёд вызывает мысль о будущем: славное прошлое даёт надежду на будущее.

0 / 5. 0

.