2.8
(4)

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве возникает в самом начале советской эпохи. Замятин в романе «Мы» предугадал ад советской утопии. Единое Государство романа «Мы» — яркая картина возможной второй стороны утопии Чернышевского.

На первый взгляд номера абсолютно счастливы: они живут единой жизнью, сплоченные, счастливые, плечом к плечу отшагивают одинаковые дни без волнений и суеты. Д-503 с радостью участвует в проекте, цель которого — принести в другие миры математически-безошибочное счастье. Одинаковые дни, одинаковые люди! «Материнская Норма», «Часовая Скрижаль», прозрачные дома и розовые билетики насмешка над желанием человека свободной жизни, пусть даже и несчастной.

Часовая Скрижаль, расписывая время нумеров и оставляя только два Личных Часа, способствует единению массы, растворению в ней личности. Главный герой даже сравнивает Часовую Скрижаль с «иконами древних». Когда ты знаешь и даже видишь (ведь стены новых хрустальных дворцов прозрачны), что в эту самую секунду все люди Единого Государства делают то же, что и ты, что ты — часть «многорукого тела», то, по мнению главного персонажа, это и есть настоящее счастье. С одной стороны, его можно понять двигаясь в едином ритме, сложно почувствовать себя одиноким, покинутым, но, с другой стороны, потеряв индивидуальность, теряешь и себя, а, потеряв себя, перестаешь быть человеком.

Но это — одна сторона медали. Другая ее сторона — судьба человека, не желающего становиться «нумером». Политическая система, основанная на провозглашении примата идеи над жизнью, а также на пренебрежении отдельной человеческой личностью во имя коллектива, массы, закономерно приводит к уничтожению личностей и тех, кто ее создавал, и тех, кто просто оказался под колесами государственной машины. Именно эта тема стала ведущей в творчестве таких писателей, как Солженицын, Шаламов, Домбровский…

2.8 / 5. 4

.