0
(0)

Мысль об убийстве как о средстве выхода из тяжелого положения, овладевающая Раскольниковым с силой навязчивого представления, возникает в его голове на почве, подготовленной страданиями бедности и душевного одиночества. Первый толчок к развитию этой мысли дает ему случайно подслушанный им в трактире разговор двух посетителей. Речь шла об одной старухе, занимавшейся ростовщичеством, женщине алчной и злой, пользовавшейся беспомощным положением бедняков, чтобы наживаться за их счет. Один из собеседников, молодой студент, чрезвычайно возмущается этим фактом, находит его неестественным и ненормальным. Слова этого неизвестного студента, случайно подслушанные в трактире, не прошли бесследно: для Раскольникова они стали исходной точкой для размышлений, для развития в нем тех идей, которые в конце концов привели его к преступлению.

Преступление Раскольникова, по выражению следователя Порфирия Петровича, есть плод «теоретически раздраженного сердца». Оно совершено им не в порыве отчаяния, не в момент исступления, а явилось следствием тщательно обдуманного решения. 80 этом решении следует различать два побудительных мотива: первый из них, и притом наиболее простой, вытекал из сознания необходимости так или иначе выйти из того угнетенного состояния, в котором он находился: он хотел воспользоваться деньгами ростовщицы, самое существование которой он признавал бесполезным и даже вредным, для того чтобы получить возможность окончить университет, поддержать свою мать и сестру, находившихся в бедственном положении, а затем посвятить себя какой-либо деятельности, направленной на общую пользу. Но был еще другой, гораздо более сложный мотив, обусловивший его решимость и находившийся в непосредственной связи с его чрезвычайным самолюбием, высоким мнением о самом себе (на эту черту личности Раскольникова указывает и Разумихин в характеристике своего друга). Притом самолюбие Раскольникова было до болезненности обострено вследствие бедности и всяческих неудач. Его угнетало сознание, что он, при всех своих способностях, которые чувствовал в себе, оказывается не в силах устроить сколько-нибудь сносно свое существование и оказать поддержку горячо любимой матери. Это сознание поселяет в нем мучительное сомнение в самом себе, и вот, чтобы проверить себя, он решается на страшное испытание, на убийство. Это решение явилось результатом особенных взглядов Раскольникова на сущность преступления, из которых составилась в его голове целая стройная теория, основания которой он изложил в статье, написанной им незадолго до убийства. Теория эта основывается на признании относительности этических понятий — добра и зла. Значение их меняется в зависимости от того, к какой из двух категорий людей, на которые, по мысли Раскольникова, разделяется все человечество, прилагаются эти понятия.
Для одних людей, для громадного большинства человечества, эти понятия должны иметь абсолютное значение: они обязаны признавать их и руководствоваться ими в своем поведении. Но для незначительного меньшинства, для избранников и гениев, эти обычные понятия о добре и зле, о дозволенном и запретном не могут иметь обязательного значения, и они вправе не считаться с ними, нарушать их и совершать то, что в обычном смысле называется преступлением. Таким образом, это «право на преступление» является особенной привилегией избранников, людей «необыкновенных»; громадная же масса такого права не имеет, напротив, она обязана
повиноваться тому, что признано добром и законом и что установлено для них избранниками, «властелинами», по отношению к которым эта масса представляет собой лишь «материал», имеющий назначение выделять из своей среды людей «необыкновенных», способных сказать «новое слово».

Когда Раскольников излагает свою теорию следователю Порфирию Петровичу, тот сейчас же обращает его внимание на трудность провести определенную границу между людьми «обыкновенными» и, следовательно, подчиненными обычной «морали», — и людьми «необыкновенными», высшими и, следовательно, имеющими право «переступать». Первоначально Раскольников, по-видимому, имеет намерение оправдать признаваемую им привилегию гениев тем соображением, что они своей деятельностью приносят человечеству неизмеримо великую пользу, ради которой и могут разрешать себе то, что является запретным для массы. Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!». И вот в душе Раскольникова, измученной нуждою и неудачами, оскорбленной в своей гордости и самолюбии, возникает тяжелый, трагический вопрос: кто он сам? К какому разряду людей он принадлежит?- к тем ли, которые должны только повиноваться, или к тем, которые могут и «переступить»? Чтобы решить окончательно этот мучительный для него вопрос, Раскольников и останавливается на мысли испытать свои силы путем преступления. Но принять решение стоило ему тяжелых мучений и колебаний.  Когда Раскольников за день до убийства снова посещает ростовщицу, чтобы сделать последнюю «пробу», им овладевает такое отвращение при мысли об убийстве, что он отрекается «от этой проклятой мечты», которую он сам называет «наваждением». Но затем целый ряд мучительных впечатлений, действующих на него угнетающим и раздражающим образом (встреча с Мармеладовым, письмо матери, из которого он узнает, что сестра его решается пожертвовать собою, чтобы обеспечить ему некоторую поддержку), а также странное совпадение разных случайных обстоятельств, представляющееся ему каким-то предопределением, — все это действует на его болезненно раздраженную душу и побуждает к исполнению давно обдуманного плана. Раскольников уже не в силах сопротивляться овладевшему им «наваждению» и пассивно подчиняется ему; он чувствует, что воля его словно парализована, чувствует, «как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать». А самое убийство он совершает в состоянии какого-то исступления, когда «ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе».

0 / 5. 0

.