3.3
(8)

Теория «сверхчеловека» В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского \ «Преступление и наказание \» является своеобразной проекцией будущего человечества, если оно не осознает истинных законов, управляющих миром. Подтверждением этой мысли может служить вся история двадцатого века, одного из самых кровавых и жестоких веков. Конечно, жизнь каждого человека — это ценная драгоценность, каждая война имеет жертвы, но число жертв, погибших в объявленных и необъявленных войнах прошлого века, превысила самые смелые прогнозы.

Почему так произошло? В первую очередь, из-за того, что в головах людей воцарились несколько идей, одна из самых страшных — идея \ «сверхчеловека \».

Родион Раскольников не претендовал на роль \ «властелина мира \», но в его теории \ «сверхчеловека \» предусматривалось разделение человечества на две категории: \ «обычные \», \ «по природе своей консервативны \», что

\ «Живут послушные и любят слушать \» и \ «необычные \», способны \ «сказать новое слово \», дать \ «новый закон \» и тем самым обречены на нарушение древнего закона, \ «свято почитается обществом \».

Самое главное заключается в том, что \ «необычная \» человек имеет право … есть неофициальное право разрешить своей совести перейти … через некоторые препятствия, и единственно в том случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной, возможно, для всего человечества) того требует.

Теория \ «сверхчеловека \» зрелая в голове Раскольникова очень долго, о чем свидетельствует напечатана статья. Статья была, материал был, была теория — не хватало только ее воплощение в реальную жизнь.

Впервые раскрывает преступный умысел Раскольникова Порфирий Петрович.

Разумихин, в квартире которого начинается первый поединок Раскольникова и Порфирия Петровича, как нормальный психически здоровый человек реагирует на это так: \ «это разрешение крови по совести, это … это, мне кажется, самое страшное, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное … \ «. То есть с точки зрения Разумихина, Раскольников возражает универсальность и обязательность нравственного закона.

Угрызения совести для Раскольникова не являются моральными доказательствами преступности его действий, они лишь свидетельствуют о \ «широту осознания \» и \ «глубины сердца \» и никак не отменяют справедливости и морального оправдания преступления.

Более того, апелляции к авторитетам Ликурга, Соломона, Маго-цель и Наполеона говорят нам только об исторической закономерности преступления на благо человечества, той самой закономерности, которую признал Белинский в письме Боткина и которой руководствовались в своих действиях революционеры-террористы, начиная с Каракозова .

Представители высшего разряда — \ «люди, имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово \», по мнению Раскольникова, \ «хозяева будущего \», они \ «разрушают настоящее во имя будущего \». Они революционеры-разрушители и, одновременно, носители мессианской идеи, \ «новое слово \», которое они несут в мир, делает их богоподобными, поэтому Достоевский выделяет \ «новое слово \» курсивом, подчеркивая тем самым максималистский, общечеловеческий характер посягательств своего героя .

Этот мессианский пафос идеи Раскольникова и пытается раскрыть в разговоре с ним Порфирий Петрович, когда спрашивает, верит ли его собеседник в Новый Иерусалим и воскресения Лазаря. Позже один на один с Софией Раскольников требует, чтобы девушка прочитала ему этот отрывок Писания.

По христианской традиции Новым Иерусалимом называли и называют будущее Царство Божие на земле, следовательно, если Раскольников верит в него, то, соответственно, считает себя избранным сказать новое слово, приближает царство любви и справедливости. Так, одна из причин, которые для себя называет убийца, заключалась в том, что старая ростовщица приносит только зло. Она не нужна обществу.

Однако сам он может использовать ее деньги для добрых дел, тем самым, искупает грех убийства: \ «С одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старуха, никому не нужная и, напротив, неприятное, которая сама не знает, для чего живет …

С другой стороны, молодые свежие силы, которые пропадают зря без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто тысяч добрых дел, которые можно решить и поправить на деньги старого \ «. Эта мысль не оставляла его и после совершения преступления Родион пожертвовал Катерине Ивановне и ее детям все деньги, которые ему прислала мать. Логика проста — это одна из тысячи добрых дел, которыми можно загладить один маленький преступление.

Известный довольно интересный исторический факт: в середине семнадцатого века патриарх Никон, который осуществил богослужебную реформу, результатом которой стал церковный раскол, основал монастырь и назвал его Новым Иерусалимом.

Таким образом, Достоевский прозрачно намекает на то, что идеи и действия Раскольникова (лучше сказать, Раскольников) могут стать причиной нового раскола. Неслучайно некоторые комментаторы усматривали в имени и фамилии главного героя своеобразную анаграмму-шифр: \ «Родион Романович Раскольников \» — \ «раскол семьи Романовых \», то есть России, в которой правят Романовы.

С точки зрения Порфирия Петровича, идея Раскольникова тянет за собой новую волну крови, революционер наконец может превратиться в тирана.

Достигнув власти, \ «люди \», как называет избранных Раскольников, \ «сами начинают \» уничтожать тех, кого считают \ «материалом \», то есть \ «обычных \» людей. Раскольников видит, что эта мысль следователя умная. Достоевский же доказывает, что каждая идея приводит к таким последствиям, если она не имеет в себе любви.

Как показала история, любая идея \ «сверхчеловека \» обязательно должно кровавую развязку. Любовь, которую пропагандирует христианство, основанная на понятии равенства, братства.

Равенство — это когда страшный преступник может раскаяться и получить в награду вечную жизнь. И, наоборот, моралист и праведник внезапно становится на путь преступления. Почему? Потому что верит в свою безгрешную природу. Христос учил своих последователей: \ «… истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие \».

Каким тяжелым не было бы жизни, не следует разукрашиваться. Боли и обиды, даже самые сильные, проходят и забываются — тогда мир кажется приветливым и справедливым.

3.3 / 5. 8

.