4.5
(8)

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА В РОМАНЕ М. А. ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

План

1.Вступление.

«Тихий Дон» — роман-эпопея.

2.Основная часть.

2.1 Трагедия Григория Мелехова.

2.2 Человечность героя.

2.3 Григорий и революция.

2.4 Единственный правильный путь.

3. Заключение.

Мир — естественное состояние для человека. Никакой работой не погнушаюсь. Моим  рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась.

М. А. Шолохов

Михаил Александрович Шолохов в своём великом произведении «Тихий Дон» подробно и масштабно изобразил жизнь донского казачества в один из наиболее сложных периодов истории нашей страны, в эпоху войн и революций.

Мы узнаём об истории и традициях казачества, быте и нравах казаков, социальном укладе их жизни. Перед нами проходят судьбы героев, совершивших свой нравственный выбор в это трудное время, когда сама Россия находилась на распутье  истории.

Судьбы миллионов людей оказались сломаны, жизни исковерканы, мечты и надежды разбиты. Нравственные метания, проблема выбора собственного пути свойственны, в первую очередь, главному герою произведения – Григорию Мелехову.

Григорий Мелехов — образ сложный и неоднозначный, Он оказывается в водовороте событий, связанных с историей родной земли. В поисках собственного пути Григорий совершает противоречивые, зачастую жестокие поступки. Но читатель не может осуждать героя, так как его жизненный путь — это попытки познать себя и обрести смысл жизни.

Григорий — молодой казак, удалой, сильный, смелый, красивый. Он трудолюбивый и ловкий. Однако автор не рисует идеальный образ. Григорию, как и любому человеку, свойственны слабости и ошибки. Так, он не может побороть любовь к замужней женщине, которая становится определяющим обстоятельством в его жизни и разрушает судьбы

окружающих людей. Но герой добр и великодушен, а его нравственные муки и искания делают его обычным человеком, понятным читателям. Лучшие человеческие качества Григория не смогла истребить даже война. Он не принимает участия в изнасиловании горничной Франи, испытывая сочувствие к несчастной и отвращение к своим товарищам. Григорий пытается остановить казаков, однако его связывают и избивают.

«Давясь вонючей шерстью попоны, Григорий пробовал кричать, бил ногами в перегородку. Он слышал перешёпоты там, в углу, скрип дверей, пропускавших входивших и уходивших казаков. Минут через двадцать его развязали». Григорий старается не участвовать в грабеже мирного населения, заставляя свою сотню делать то же самое.

Жизнь сделала его суровым и замкнутым. Впервые столкнувшись с большевиками, Григорий проникается их идеями и разделяет их. Но расстрел пленных, произведённый по приказу Подтелкова, ужасает его своей жестокостью. Григорий испытывает к большевикам неприязнь и отказывается от их идей.

Однако белогвардейцы оказываются ничем не лучше большевиков. Они так же жестоки и бесчеловечны. Так, Мишка Кошевой сжёг половину хутора, Митька Коршунов жестоко расправился с пленными,  сам Григорий безжалостно рубил матросов, мстя за брата и отца.

Главный герой понимает, что поступает жестоко, и от этого страдает. Он делает попытки мирно решить жизненные противоречия, найти правильный путь, но ему это не удаётся. Метания между красными и белыми опять при водят героя на родную землю. Больше всего Григорий Мелехов мечтает о мире, о том, как обнимет детей, будет пахать землю, работать и жить на этой земле.

Оказавшись на один день в родном доме, увидев детей, он испытывает чувство тоски по мирной жизни, понимая, что ему не суждено спокойно ходить по родной земле. «Сбылось то многое, о чём бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына … Это было всё, что осталось у него в жизни… ».

Круговорот Гражданской войны затянул Григория. Он пытается бежать на Кубань вместе с Аксиньей, чтобы начать новую жизнь. Но Аксинью убивают, и герой возвращается домой.

Григорий понимает, что при любой власти ему придется тяжело, может быть, он поплатится жизнью, но у него не осталось ни сил, ни желания продолжать бессмысленную борьбу. Тоска по мирной жизни — главная идея «Тихого Дона».

Человек создан не для того, чтобы воевать и убивать себе подобных. Жестокость, насилие, кровопролитие противоестественны. И не важно, в какие идеологические формы это облечено. Война, убийства уничтожают лучшие качества человека.

4.5 / 5. 8

.