0
(0)

ТРИФОНОВ Юрий Валентинович  (28.08.1925, Москва — 28.03.1981, Москва)

         Трифонов Юрий Валентинович — прозаик, драматург.

         В 1944-1949 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького. Впервые выступил в печати в 1948 г. с рассказами «Знакомые места» и «В степи». Известность пришла к нему после выхода в свет в 1950 г. романа «Студенты», в котором он описал жизнь вузовской молодежи первых послевоенных лет. Роман выдержан в традиционной для того времени поэтике социалистического реализма (схематизм в создании образов героев и развитии конфликта, наличие элементов морализаторства и дидактики, отражение актуальных политических лозунгов).

         В 1952 г. состоял ась премьера пьесы «Молодые ГОДЫ», поставленной по мотивам этого романа. В 1953 г. была поставлена пьеса Трифонова «Залог успеха» — о творческих поисках художника и связи искусства с жизнью.

         В 1951-1955 гг. Юрий Валентинович много путешествовал по СССР. Результатом его поездки в Туркмению стали рассказы, вышедшие в сборнике «Под солнцем» (1959), которые ознаменовали новый этап в творчестве писателя.

         Наиболее зрелым в художественном отношении произведением этого периода стал роман «Утоление жажды» (1963), события которого развертываются на строительстве Туркменского канала. В описании конфликтов между героями в этом романе Трифонов отошел от характерной для производственной литературы 30-х годов  зависимости внутренней эволюции героя от производственных процессов.

         В этот же период Трифонов опубликовал документальное повествование «Отблеск костра» (1965), посвященное судьбе отца, видного революционера, участника двух революций, репрессированного в 1937 г.

        Очередной этап в творчестве писателя  ознаменовали его рассказы «Вера и Зойка» (1966) и «Был летний полдень» (1966), которые вошли в сборник «Кепка с большим козырьком» (1969). Для произведений этого периода характерны пристальное внимание писателя к подробностям быта, к повседневным отношениям, а также глубокий психологизм в создании образов героев, восходящий к традициям   А. Чехова.

         Вершиной творческого мастерства Трифонова стал написанный в 1969-1976гг. цикл  так называемых московских повестей: «Обмен» (1969),  Предварительные итоги» (1970), «Долгое прощание» (1971), «Другая жизнь» (1975), «Дом на набережной» (1976). Мотивом, объединяющим этот цикл, стала тема нравственного разложения современного русского интеллигента. Отражая в своих произведениях реалии современной жизни, Трифонов  подчеркивал тесную связь современности с историческим опытом.

        Следующим выдающимся произведением Трифонова стал его роман «Старик» (1978), в котором методом сопоставления современной жизни с событиями гражданской войны писатель приходит к выводу о необходимости сохранения верности нравственным идеалам в любой ситуации. Этот роман- попытка реабилитировать в глазах общественности казаков, якобы предавших революцию и ставших жертвой первых лет советской власти.

       Новые художественные решения писатель  применил в романе «Время и место» (1981). В нем  Трифонов попытался воплотить принцип «недосказанности» достигнутый благодаря нарушению непрерывности повествования, к реализации которого он  долго стремился. В этом произведении Трифонов остался верен своему принципу выведения однозначных оценок действительности не прямо, а опосредованно, путем детального анализа событий повседневной жизни.

Последними произведениями Трифонова стали цикл рассказов о зарубежных поездках «Опрокинутый дом» (1981 и незаконченный роман об эпохе сталинского террора «Исчезновение» (1987).

0 / 5. 0

.