3
(5)

Короткая жизнь Александра Александровича Блока (1880-1921) отделена от нас уже десятилетиями. И каждое из этих десятилетий наполнена событиями большого исторического значения.

Но, чем дальше уходим мы во времени от Блока, тем ближе к нам основное, главное в его творчестве, которое освобождено от всего временного, внезапного, наносного, тем яснее чувствуешь его живую связь с духовной жизнью человека нашего времени.

Настоящее искусство живет вечно. Его сила и значение в том, что создавая образы людей и картины действительности, оно включает нас в бесконечно разный и сложный процесс жизни, превращает нас в его участников, помогая выйти за пределы своего непосредственного опыта.

Это правда жизни, эта человечность, которая заключается в произведениях искусства, сохраняют силу действия далеко за пределами тех эпох, в которые они создаются, перерастая воззрения самих художников, которые связаны и ограничены во взглядах на мир предрассудками своего класса и своего времени.

Поэтому и живет для нас творчество Александра Блока.

У него есть стихотворение, которое могло быть эпиграфом ко всему  его творчеству:

О, я хочу безумно жить!

Все сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!

Пусть душит жизни сон тяжелый,

Пусть задыхаюсь в этом сне;

Быть может, юноша веселый

В грядущем скажет обо мне:

Простым угрюмство — разве это

Сокрытый двигатель его?

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество!

5 февраля 1914 г.

Но мечта о счастливом и свободном человеке столкнулась с неизжитой и безжалостной реальностью, и это нерешенное противоречие определяло трагическую контрастность творчества Блока; образ веселого парня вытеснялся в его поэзии образом мертвеца, который ходит среди людей.

Через всю лирику проходит образ одинокого, умирающего человека, и за этим трагическим характером читатель видит склад жизни, который привел человека к падению и гибели в старом мире.

Я пригвожден к трактирной стойке.

Я пьян давно. Мне все — равно.

Вон счастие мое — на тройке

В серебристый дым внесены …

26 октября 1908 г.

Но Блок не был бы великим поэтом, если бы он остался в стороне от мощного подъема освободительной борьбы в России. Тема Родины все большей полнотой входит в его творчество, его стихи о России звучат с некрасовской силой и простотой.

В голодной и больной неволе

И день не в день, и год не в год.

Когда же всколосится поле,

Вздохнет Униженные народ?

15 февраля 1915 г.

Какие бы не были прочные связи с его старым миром (семья, среда, воспитание, литературные связи), он рвался вперед, к другому, новому миру человеческих отношений.

«Прошлое смотрит в будущее», — так говорил он о смысле поэтического творчества, и это вернее всего определяет его поэзию.

Вот почему Блок сразу стал на сторону Октябрьской революции и создал поэму «Двенадцать», которая стоит в начале советской поэзии.

Конфликт Блока с жизнью, с окружающим его общественным укладом, со всей его средой был глубоко трагическим. Издалека, ошибаясь, шел к народу, к родине, к революции. Но человеческая трагедия, но смерть человека может быть гарантией будущей победы, если смерть эта свидетельствует о повышении других величин человеческого духа.

Это величие и сближает Блока, его творчество с нашим временем. Лирический герой его поэзии — это человек в полном смысле этого слова. Константин Федин сохранил слова М.Горького о Блоке: «Особенно советую познакомиться с Александром Блоком. Обязательно познакомьтесь. Это … Это …

Горький молчит, ища правильное слово. Но слово не находится. Он с нетерпением, но почти безмолвно барабанит пальцами по столу. Вдруг поднимается и выпрямляется — очень высокий, худой — медленно проводит рукой сверху вниз, от головы до ног.

— Человек, — произнес он тихо и на мгновение стоит не двигаясь «.

Величие Блока как художника состоит в том, что он сумел почувствовать основные противоречия своей эпохи и с большой художественной силой перевести их на язык лирики, то есть показать, как отображались они в самых глубинах человеческого сознания.

В эпоху бурь и тревог, — говорил он, — нежнешие и интимнишие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой «.

Вот почему история души поэта, росказана в его стихах, с откровенностью выступает перед нами как история его эпохи.

3 / 5. 5

.