0
(0)

А. Чехов известен во всем мире как оригинальный создатель короткого рассказа. Кроме того, он является и выдающимся новатором в области драматургии. В свои пьесы Чехов перенес живая жизнь, без эффектов, без красивых поз и необычных ситуаций. Он считал, что в театре должно быть все так же просто и одновременно сложно, как бывает в жизни. И именно такой, по мнению критиков, вышла его знаменитая пьеса «Чайка».

Если попытаться выяснить, что является движущей силой в пьесе «Чайка», то вряд ли можно дать однозначный ответ.

Пьеса развивается как многоголосое произведение, в котором звучат разные мотивы, перекрещиваются разные темы, сюжеты, судьбы, характеры. Все герои сосуществуют на равных, здесь нет судеб главных и побочных. И все же основное содержание произведения определяют определенные ориентиры — это «жизнь», «любовь», «искусство».

Например, любовь в «Чайке» — один из важнейших двигателей сюжета. Правда, в чеховской драме нет счастливых людей. Героям, как правило, не везет в любви.

Нина не может ни понять, ни полюбить Треплева. Он, в свою очередь, не замечает преданной, терпеливой любви Маши. Нина любит Тригорина, но тот бросает ее. Аркадина последним усилием воли удерживает Тригорина возле себя, но чувство между ними давно нет. Полина Андреевна постоянно страдает из-за равнодушия Дорна, учитель Медведенко — из-за равнодушия Маши …

Обычно любовная интрига выражается в треугольнике. Здесь же вместо треугольника странная цепь любовных увлечений, которые поражают своей безнадежностью. Яркий пример таких отношений — Нина, Треплев и Тригорин.

В Треплеве нет того, к чему так стремится Нина. Его нельзя, по мнению героини, даже поставить в один ряд с Тригориным — этим баловнем судьбы и публики. У него есть все, как считает Нина, для счастья. И если выбрать Тригорина, то и она, соответственно, получит каплю счастья (того, как она его понимает). Чувства к Тригорину и тяга к «миру» кумиров публики для нее неразделимы. Характерно, что в итоге именно Тригорин — «хищник» уничтожает «белую чайку» — Нину. В жизни на ее долю выпало очень много горя, она много страдала (об этом мы узнаем, кстати, от Треплева: «Был у нее ребенок. Ребенок умер»), Тригорин же ее быстро разлюбил и вернулся к своим прежним вкусам. Как видим, тригоринський сюжет для небольшого рассказа («пришел … увидел и так легко уничтожил … как … чайку») проверено жизнью. Но финал отсутствует, он выведен непосредственно в жизнь. Что произойдет с героиней, никто не знает, даже Чехов.

Чеховские истории любви, даже смерть молодого Константина Треплева выдаются довольно банальными: жил, грустил, любил и наложил на себя руки. В любви Треплева есть шекспировские страсти. Его любовь время не лечит. Она лишь перерождается и приобретает болезненную форму. Сначала он убивает чайку, потом — себя. Впрочем, Чехов прежде изображает не любовную трагедию, а проблему выбора. Треплев, который представляет жизнь как театр, живет и умирает, будто играет в пьесе. Обычно считают, что убитая чайка — разрушенная любовь Нины к Тригорину. Но Нина через страдания приходит к вере. Вера делает ее устойчивой, закаляет: «Неси свой крест и веруй …» Зато в случае с Треплевым убита чайка — это его душа, которая искала счастья, но так его и не нашла.

Все, что казалось смешным и нелепым, оказалось «страшным и губительным». Финальный выстрел Константина Треплева отчетливо свидетельствует трагизм жизни. Никогда еще трагическое не доходило до такой прозаичности, обыденности, никогда еще в роли трагичных героев и героинь не выступали такие простые характеры. В пьесе, действие которой построена по законам комедии, центральное место автор отводит именно трагическим характерам — образам Нины Заречной и Константина Треплева.

Чехову удалось мастерски разработать тонкий подтекст. Слова в пьесе очень часто не привязаны к действию, а ход пьесы почти не выражен в словах и поступках. Автор таким образом подчеркивает обыденность происходящего. И при этом не забывает развивать сюжет. Что же им движет? Скорее всего — жизнь. При этом Чехов не забывает, что он творит прежде драму. И, наверное, поэтому использует в тексте такой прием, как пьеса в пьесе. Вспомним, как в начале драмы Треплев организует представление о Вселенской Душе, которой, как он надеется, сможет объяснить несовершенство жизни. А в конце «Чайки» выстрел Треплева так же ставит точку в его жизни, превратилось в пьесу. Примечательно и то, что те события, которые должны быть двигателем действия, происходят только за кулисами.

Зато участником драматических событий у Чехова становится пейзаж. Закат, месяц, озеро — это больше чем пейзаж, театральная декорация. Все это — отражение душевной жизни героев. Достаточно вспомнить, как Нина — «чайку» — постоянно сопровождает образ озера. Символично также название пьесы. Образ свободной птицы, чайки — символ духовной свободы человека, намек на незащищенность личности и олицетворение несказанно сложного, даже трагического, но — взлета.

В «Чайке» Чехов, пожалуй, впервые так откровенно высказал свою жизненную и эстетическую позицию. Его печальная комедия жизни — перспектива на будущее, призыв к тем, кто обязательно найдет свою мечту.

0 / 5. 0

.