0
(0)

У каждого человека есть в мире свое любимое место, куда хочется возвращаться снова и снова. у каждого есть любимая голубая или розовая мечта, далекая фантазия, в которую человек уходит в самые трудные минуты своей жизни. Для каждого есть какие-то вещи, с которыми он составляет единое целое.

Это может быть шумный город, солнечное летнее поле, полутемная комната, осенний дождь, толстая старая книга, голубой цветок и еще множество разных вещей. Человек связан с ними незримыми, непонятными нитями.

Клен для Есенина — именно такая частица его души, жизни, мироощущения. В стихах поэта клен появляется постоянно. И каждый раз он другой, потому что меняется сам Есенин. Клен выражает его настроения, состояния, клен — это и есть сам поэт.

В начале творчества Есенин еще крепко привязан к родителям, к своему дому, и Клененочек маленькой матке Зеленое вымя сосет.

Е мире ему
Хорошо и тепло,
Как зимой у печки.

Родина так огромна, она вся открыта ему. «Гой ты, Русь моя родная»,- восторженно восклицает молодой поэт. Каждый день несет новые чудеса и ощущения.

Ой вы, луга и дубравы,-
я одурманен весной.
Душа полна надежд и мечтаний.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.

Прошло несколько лет. Есенин повзрослел, за это время произошло множество событий. Свершилась Октябрьская революция, принесла новые лозунги, надежды. Есенин верит в революцию, но

На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.

Жизнь надолго уводит Поэта из родного дома (сердце щемит от грусти старой матери и седины в бороде отца. Покоя приносит клен, который «стережет голубую Русь». Есенин верит в силу, которая хранит  Россию от бед, в русский народ, в его духовную мощь. Старый, мудрый клен не дает силам зла проникнуть в «златую Русь».

Но в это время, когда было написано стихотворение «Исповедь Хулигана», Есенин уже разочаровывается в революции. Он начинает бунтовать против отношения к деревне как к чему-то отсталому, против людей, в Душе которых «безлиственная осень».

В стихотворении звучит ностальгия по оставленной деревне, по ушедшему детству. Есенин «нежно болен воспоминаниями детства». Хотя кругом царит хаос, у поэта есть опора. Это уверенность в сказочном деревенском царстве. Здесь клен — олицетворение этого далекого царства. Но вдруг появляются первые ноты растерянности, испуга. «Все тот же ль он теперь?» — спрашивает Есенин.

В стихотворении «Я усталым таким еще не был» Есенин — глубоко несчастный человек с изломанной судьбой. Да это видно и из названия. Стихотворение пронизано черной меланхолией. Бунт Есенина утих, душа больна, надвигается пустота:

Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.

Молодость, живая сила Есенина убиты, остался «покоя мертвеца». Единственное светлое пятно — далекие детские воспоминания о родимом доме, который олицетворяет клен, любовь к Родине. Только к Родине Есенин относится «с поклоном».

В стихотворении «Дорогая, сядем рядом … » боль как бы притупляется, становится глуше, но и глубже, неотступнее. Далекий дом все Так же остается недостижимым земным раем. Но Есенин начинает острее чувствовать свой разрыв с ним. «Я давно мой край оставил», — говорит он. Это случилось так давно, что знакомое и близкое отжило и умерло.

Мир Есенина принадлежит прошлому. Чувства поэта вместе с кленом и липами «ищут тех, которых помнят». Но их нет, они ушли навсегда, их голоса зовут Есенина, они ждут, «что и мы придем к ним в гости».

Наконец, после скитаний и бед, утомленный жизнью Есенин возвращается на Родину, ожидая найти там покой и приют: и вдруг опасения Есенина оказываются правдой!

«Какая незнакомая мне местность», — говорит он. «Уже никто меня не узнает»,-
грустит его сердце. Символом потери близкого, знакомого становится то, что «любимый клен уж под окном не машет». Разбиваются надежды на тихое счастье, Есенин видит, как уродуется деревня.

Исчезают вековые устои «на церкви комиссар снял крест»), растерянные люди становятся все грустней и безнадежней. А восторженная молодежь, захваченная лозунгами новой эпохи, своими руками разрушает прошлое. Стихотворение оканчивается на ноте отчаяния, когда Есенин сравнивает себя с Байроном.

В стихотворении «Русь советская» Есенин до конца осознает безвыходность своего положения. Старые друзья ушли, «на перекличке дружбы многих нет». Есенин одинок. Он оглядывается кругом, ищет опоры, но вдруг оказывается, что его «поэзия здесь больше не нужна», он чувствует себя иностранцем, чужаком и не может принять новой жизни. Как «клены морщатся ушами длинных веток», так и Есенин не воспринимает новую
деревню.

Есенину нет места в мире, он не может найти приюта. Эта мысль ужасна, она неотступно преследует поэта, он начинает пить, гулять, делать все, чтобы забыться. Клен, который всегда означал для Есенина все самое дорогое и святое, в стихотворении «Слышишь — мчатся сани, слышишь — сани мчатся … » «танцует пьяные». Надеяться не на что, душа пуста и мертва, чувства застыли. Поэт опять сравнивает себя с кленом, но с кленом «опавшим», «заледенелым».

«Кленёночек маленький» вырос, расцвел, отбушевал и увял. Прошла вся жизнь — от счастливой юности до пустоты одиночества.

0 / 5. 0

.