0
(0)

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869—1945). За ней в начале ее творческого пути прочно закрепился титул «декадентская мадонна». Амплитуда ее творчества очевидна. С одной стороны — это поэзия пессимистических предчувствий, одиночества, ожидания смерти, утверждения: «убитый ястреб — душа моя», душевного разлада человека, иссушенного собственным безверием, ищущего во всем абсолюта, но так и не склонившегося к окончательному нравственному выбору: «Не ведаю, восстать иль покориться,//Нет смелости ни умереть, ни жить» («Бессилие»). А с другой — серьезные и глубокие раздумья о жизни, о своем поколении, о людях героического склада, проникновенная тревога о судьбе России и вера в ее воскресение.

Вот стихотворение 1904 года «Только о себе»:

Мы робкие — во власти всех мгновений.

Мы,— гордые,— рабы самих себя.

Мы веруем,— стыдясь своих прозрений,

И любим мы,— как будто не любя…

Мы думаем, что новый храм построим

Для новой, нам обещанной земли…

Но каждый дорожит своим покоем

И одиночеством в своей щели.

Здесь в проблематике, в эмоциях ощутима перекличка с Лермонтовым, и прежде всего с теми его мотивами, которые выражены в стихотворении «Печально я гляжу на наше поколенье».

Осуждая современников, 3. Гиппиус обращает свой взор на героический пример отцов. Мысль ее устремляется к духовному опыту декабристов:

Ужель прошло — и нет возврата?

В морозный день, в заветный час,

Они, на площади Сената,

Тогда сошлися в первый раз…

. . . . . . . . . . . . .

Своею молодой любовью

Их подвиг режуще-остер,

Но был погашен их же кровью

Освободительный костер…

(«14 декабря»)

Уже эти два стихотворения — свидетельство того, что поэзия Гиппиус является частью отечественной культуры и средством выражения духовной реальности, в центре которой — Россия.

Лучшие стихотворения поэтессы проникнуты пафосом утверждения моральной ответственности каждого человека за все происходящее в окружающей жизни.

В своем творчестве Гиппиус создала ряд возвышенных женских образов. Героини ее стихотворений «Светлоокая Гризельда», «Поцелуй», русалки из драмы «Святая кровь» наделены высоким даром любви, нежности и в то же время мужества и твердости духа. Ее лучшие стихотворения 1910-х годов характеризуются умением передать сложность и противоречивость человеческих чувств, яркой звукописью.

По мере того, как Россию все более начинают сотрясать революционные бури, поэтическая мысль 3. Гиппиус становится все более острой и пронзительной, стих приобретает резкость, даже жесткость. Таково, например, стихотворение «Веселье», созданное спустя 4 дня после Октябрьского переворота. В нем она с горечью спрашивает: 

Какому дьяволу, какому псу в угоду.

Каким кошмарным обуянный сном,

Народ, безумствуя, убил свою свободу,

И даже не убил — засек кнутом?..

От прежнего эстетства здесь нет и следа. Мысль обнажена до предела, и стихотворение превратилось в гневную инвективу, в яростную политическую оду и одновременно в пророчество, наполненное болью, апокалипсическим ощущением гибели России.

И в эмиграции Гиппиус осознавала себя прежде всего поэтом России, той давней, с заснеженными силуэтами вечерних огней на Невском проспекте. Резко отрицательно относясь к советской власти, она верила в возрождение своего Отечества. В 1918 г. в Париже поэтесса писала:

Она не погибнет,— знайте!

Она не погибнет, Россия.

Они всколосятся,— верьте!

Поля ее золотые.

И мы не погибнем — верьте!

Но что нам наше спасенье?

Россия спасется — знайте!

И близко ее воскресенье.

(«Знайте!»)

Общественные проблемы осмысливаются теперь поэтессой как глубоко личные. Именно так, обращаясь от лица лирической героини к Богу, говорит 3. Гиппиус о России, о любви к ней, о вере в ее будущее:

Я от двери не отойду.

Пусть длится ночь, пусть злится ветер.

Стучу, пока не упаду.

Стучу, пока Ты не ответишь.

Не отступлю, не отступлю. Стучу,

Зову Тебя без страха:

Отдай мне ту, кого люблю,

Восстанови ее из праха!

(«Неотступное»)

В эмиграции выходят два сборника стихов 3. Гиппиус: «Стихи» (1920) и «Сияние» (1939). Из них наиболее значителен второй, в котором, как и раньше, все строится на антитезе: жизнь и смерть, разочарование в людях и вера в силу человеческого духа, тоска по любви и неспособность любить.

К мыслям о любви Гиппиус постоянно возвращается и в своих прозаических произведениях: в романе «Мемуары Мартынова», повести «Перламутровая трость», сборнике рассказов «Небесные слова», герои которых мучаются трагическими сомнениями о возможности полюбить, о раздвоенности духа и тела, которые сольются лишь в ином, сверхчувственном мире. Как и прежде, в ее позднем творчестве немало мистических предчувствий и переживаний. Но при всем том — это лирика мастера, страстно влюбленного в слово, умевшего создавать гармонию стиха. Таков был сложный и противоречивый путь поэтессы.

0 / 5. 0

.