Зинаида Николаевна Гиппиус (1869—1945). За ней в начале ее творческого пути прочно закрепился титул «декадентская мадонна». Амплитуда ее творчества очевидна. С одной стороны — это поэзия пессимистических предчувствий, одиночества, ожидания смерти, утверждения: «убитый ястреб — душа моя», душевного разлада человека, иссушенного собственным безверием, ищущего во всем абсолюта, но так и не склонившегося к окончательному нравственному выбору: «Не ведаю, восстать иль покориться,//Нет смелости ни умереть, ни жить» («Бессилие»). А с другой — серьезные и глубокие раздумья о жизни, о своем поколении, о людях героического склада, проникновенная тревога о судьбе России и вера в ее воскресение.
Вот стихотворение 1904 года «Только о себе»:
Мы робкие — во власти всех мгновений.
Мы,— гордые,— рабы самих себя.
Мы веруем,— стыдясь своих прозрений,
И любим мы,— как будто не любя…
Мы думаем, что новый храм построим
Для новой, нам обещанной земли…
Но каждый дорожит своим покоем
И одиночеством в своей щели.
Здесь в проблематике, в эмоциях ощутима перекличка с Лермонтовым, и прежде всего с теми его мотивами, которые выражены в стихотворении «Печально я гляжу на наше поколенье».
Осуждая современников, 3. Гиппиус обращает свой взор на героический пример отцов. Мысль ее устремляется к духовному опыту декабристов:
Ужель прошло — и нет возврата?
В морозный день, в заветный час,
Они, на площади Сената,
Тогда сошлися в первый раз…
. . . . . . . . . . . . .
Своею молодой любовью
Их подвиг режуще-остер,
Но был погашен их же кровью
Освободительный костер…
(«14 декабря»)
Уже эти два стихотворения — свидетельство того, что поэзия Гиппиус является частью отечественной культуры и средством выражения духовной реальности, в центре которой — Россия.
Лучшие стихотворения поэтессы проникнуты пафосом утверждения моральной ответственности каждого человека за все происходящее в окружающей жизни.
В своем творчестве Гиппиус создала ряд возвышенных женских образов. Героини ее стихотворений «Светлоокая Гризельда», «Поцелуй», русалки из драмы «Святая кровь» наделены высоким даром любви, нежности и в то же время мужества и твердости духа. Ее лучшие стихотворения 1910-х годов характеризуются умением передать сложность и противоречивость человеческих чувств, яркой звукописью.
По мере того, как Россию все более начинают сотрясать революционные бури, поэтическая мысль 3. Гиппиус становится все более острой и пронзительной, стих приобретает резкость, даже жесткость. Таково, например, стихотворение «Веселье», созданное спустя 4 дня после Октябрьского переворота. В нем она с горечью спрашивает:
Какому дьяволу, какому псу в угоду.
Каким кошмарным обуянный сном,
Народ, безумствуя, убил свою свободу,
И даже не убил — засек кнутом?..
От прежнего эстетства здесь нет и следа. Мысль обнажена до предела, и стихотворение превратилось в гневную инвективу, в яростную политическую оду и одновременно в пророчество, наполненное болью, апокалипсическим ощущением гибели России.
И в эмиграции Гиппиус осознавала себя прежде всего поэтом России, той давней, с заснеженными силуэтами вечерних огней на Невском проспекте. Резко отрицательно относясь к советской власти, она верила в возрождение своего Отечества. В 1918 г. в Париже поэтесса писала:
Она не погибнет,— знайте!
Она не погибнет, Россия.
Они всколосятся,— верьте!
Поля ее золотые.
И мы не погибнем — верьте!
Но что нам наше спасенье?
Россия спасется — знайте!
И близко ее воскресенье.
(«Знайте!»)
Общественные проблемы осмысливаются теперь поэтессой как глубоко личные. Именно так, обращаясь от лица лирической героини к Богу, говорит 3. Гиппиус о России, о любви к ней, о вере в ее будущее:
Я от двери не отойду.
Пусть длится ночь, пусть злится ветер.
Стучу, пока не упаду.
Стучу, пока Ты не ответишь.
Не отступлю, не отступлю. Стучу,
Зову Тебя без страха:
Отдай мне ту, кого люблю,
Восстанови ее из праха!
(«Неотступное»)
В эмиграции выходят два сборника стихов 3. Гиппиус: «Стихи» (1920) и «Сияние» (1939). Из них наиболее значителен второй, в котором, как и раньше, все строится на антитезе: жизнь и смерть, разочарование в людях и вера в силу человеческого духа, тоска по любви и неспособность любить.
К мыслям о любви Гиппиус постоянно возвращается и в своих прозаических произведениях: в романе «Мемуары Мартынова», повести «Перламутровая трость», сборнике рассказов «Небесные слова», герои которых мучаются трагическими сомнениями о возможности полюбить, о раздвоенности духа и тела, которые сольются лишь в ином, сверхчувственном мире. Как и прежде, в ее позднем творчестве немало мистических предчувствий и переживаний. Но при всем том — это лирика мастера, страстно влюбленного в слово, умевшего создавать гармонию стиха. Таков был сложный и противоречивый путь поэтессы.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.