5
(1)

Поль Верлен — французский поэт-символист, который родился в 1844 году и стал, по выражению Анатоля Франса, «лучшим поэтом своего времени». В 1894 году его современники-литераторы объявили Верлена «королем поэтов».

Мировоззрение Поля Верлена ярко представлен в стихотворении «Поэтическое искусство», а его литературным кредо стало гармоничное сочетание слова, звука и музыкальности. Верлен в своих произведениях широко использует же средства, как аллитерацию, повторы и ассонансы, он принципиально пишет только свободным стихом, потому что считает, что только таким образом можно лучше передать все оттенки природы и мелодичность окружающего мира. Лучшими сборниками поэта считаются сборника стихов «Сатурични стихи», «Изысканные праздники», «Добрая песня», «Мудрость» и «Романсы без слов».

Благодаря своему необычному мировоззрения Верлен стал непревзойденным поэтом-лириком своего времени. В своих стихах ему очень удачно удавалось раскрывать интимные и сокровенные переживания человека. Его стихам присуща свежесть чувств, неповторимая игра оттенков, полутонов и красок чувств, эмоций и впечатлений.

Во второй половине XIX века вместе со своими единомышленниками и товарищами по перу Мелларме и Рембо Поль Верлен стал основателем движения так называемых «парнасцев» — достаточно мощного течения символизма во французской литературе.Верлен призвал поэтов своего времени к передаче музыкальности поэтического слова, а сам владел этим искусством с непревзойденной совершенством. Со временем он отверг поэтические правила и условности поэзии парнасцев и в последующих произведениях сумел вернуть поэтическим эмоциям чрезвычайную простоту, удивительную естественность и неповторимую изысканность.

Главной чертой позднего творчества Поля Верлена стала большая музыкальность его стихов. Причем это не только безупречная организация и построение стихотворений, это совершенно новый тип поэтики и поэтического мышления, который и стал музыкальной стихией выдающегося французского поэта. Верлену удается ослабить ритмические и интонационные единства, благодаря чему его стихи воспринимаются читателями так, будто они слушатели на концерте, которые наслаждаются гармоничными музыкальными произведениями.

Своим творчеством Верлен сделал большой шаг в направлении создания принципиально новой, универсальной поэтической литературного языка. Именно о такой свободной язык мечтали представители литературного авангарда и модернизма того времени. Благодаря этим достижениям Поль Верлен и был признан своими современниками одним из величайших французских поэтов своего времени. О себе он говорил: «Я римский мир упадка эпохи».

Соответствующее реакцию творчество Поля Верлена вызвала и в украинской литературе. Достаточно характерным откликом можно считать цитату из письма Василия Стефаника к своему товарищу Вацлава Морачевского которого он написал в апреле 1896:

«За состояние мой я не могу Вам писать. Что-то так много на душе накипело, а такое печальное и бесконечное, что царапанной пером на бумаге, загоняет унылость еще глубже, как прежде. И слов не хватает. А вот разве Верлен, может, хоть в части Вам скажет то, чего я не Гарен:

«Тихие рыдания.

Печально рыдает

Осень вогкая,

Сердце дрожь обнимает,

Дикая же отчаяние,

Что на нем играет.

Блуджу — полный боли

Миром книжке.

Весь осунувшийся,

Как ветром бит,

По пустых полях

Листок увядший ».

Многие современники Поля Верлена критиковали его за излишний пессимизм, и время доказало, что творчество этого выдающегося поэта стала ярким светом во французской и мировой литературе и внесла большой вклад в развитие свободного поэтического слова. Большой популярностью творчество Верлена пользовалась в 20-х годам XX века, и сейчас она актуальна и вызывает неподдельный интерес у любителей поэзии.

5 / 5. 1

.