0
(0)

Задачи урока:

1. Выявить нравственные проблемы повести через аналитическую беседу.
2. Обогатить лексику учащихся: осмыслить понятие «нравственность»; познакомить с понятием «маленький человек» в литературе.
3. Развивать способность эмоционального восприятия произведения.
4. Продолжать формировать умение работать со словарем; совершенствовать умение устно и письменно выражать свои мысли, чувства; понять и оценить поступки героев; осуществлять самоконтроль и оценку своей учебной деятельности.
5. Воспитывать любовь к родителям, уважительное отношение к человеку.
— Дорогие ребята, нами прочитана повесть Пушкина «Станционный смотритель». Закрыта последняя страница. Какое впечатление произвела она на вас? Жалко Вырина, негодование на Минского, возмущение поступком Дуни.
— Давайте посмотрим, как вы отразили свои впечатления в рисунках. Что повлияло на ваш выбор сюжетов для рисунков?
События, содержание повести, судьба Вырина.
— Какое у вас настроение, когда вы смотрите на иллюстрации?
Радость, где Дуня в доме отца – краски сочные, теплые, яркие. Грусть, где смотритель одинок и жалок, а также, когда Дуня на могиле отца — краски темные, холодные, мрачные.
— Почему жалко Вырина?
После счастливой жизни с дочерью он покинут, одинок, несчастен.
— Почему так люди поступают? Что влияет на их поступки?
Их человеческие качества, одни хорошие, другие плохие.
— Так или иначе, но мы говорим, что есть люди нравственные, а есть безнравственные. Сегодня на уроке мы попробуем в этом разобраться, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность. (Понятие выводится на экран.

Нравственность — 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека / / Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества.) То есть это качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.
— Скажите, с какими героями мы встречаемся в повести, чье поведение оцениваем?
Самсона Вырина, Дуни, Минского.
— Как меняется главный герой на протяжении действия повести?
В первый приезд рассказчика Вырин «свежий и бодрый»; во второй — Вырин постарел: « … я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину — и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика!»
— Что же произошло с Выриным? Какова причина таких перемен в главном герое? Проезжий гусар Минский увез в Петербург любимую дочь Вырина, красавицу Дуню. И горе постепенно убивает Вырина. Он постарел, стал много пить и умер: «Старик не снес своего несчастья … »
— Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?
Не мог предположить, что за добро отплатят злом.
— Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?
Да, Вырин пешком ходил в Петербург и нашел свою дочь.
— Почему его попытки не увенчались успехом?
Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Или хочешь менязарезать? Пошел вон!»
— Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?
Очень несчастным человеком, униженным.
— Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

Минский богач, аристократ, а Вырин — «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.
— Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского? У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.
— Вспомните, что говорит автор об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям?
Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.
— Что же показал Пушкин через взаимоотношения Вырина и Минского?
Социальное неравенство, судьбу «маленького человека». (Понятие «маленький человек» выводится на экран: «Маленький человек» — так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Пушкин первым вывел образ этого человека в своей повести. Забитый и терпеливый станционный смотритель, который по вине легкомысленного гусара теряет свое единственное достояние — приветливую и любимую дочь, — образ огромной значимости.)
— Какой эпизод повести подчеркивает нравственное превосходство смотрителя над «хорошо одетыми» людьми привилегированного сословия?
Ассигнации, брошенные Выриным, подобрал «хорошо одетый молодой человек», который, увидев возвратившегося смотрителя, убежал.
— Давайте посмотрим на портрет смотрителя. Что скажете? Почему на иллюстрации он изображен спиной?
Спиной, потому что, наверное, жизнь для него закончилась! Он несчастный, потому что не смог вернуть дочь. Жизнь для него как будто разделилась на две части — до Петербурга и после. Его ничто больше не интересует, ведь он потерял дочь. Он как будто уходит от нас.

— Итак, из Петербурга Вырин вернулся ни с чем. Как через описание жилища смотрителя мы приходи м к пониманию того, что потеря дочери — трагедия? Зачем рассказчику нужно было два раза описывать жилище?
Как хорошо было с дочерью и как плохо стало без нее. Нарушилась гармония в доме.
— Что же осталось неизменным? Картинки, изображающие историю блудного сына.
— С какой целью, по-вашему, автор подробно останавливается на них в самом начале повести, а затем говорит при втором описании?
Звучит тема «блудных детей», Дуня сравнивается с «заблудшей» овечкой (так сам Вырин называет ее).
— Почему уезжает Дуня?
Влюбилась, хочет иметь семью, мечтает о хорошей жизни.
— Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора?
Выбор есть всегда. Дуня могла остаться с отцом, потому что знала, как он ее любит. Минский мог открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все хорошо. Трудность ее выбора в том, что она любит и Минского, и отца.
— Почему Вырин спился и умер? Ведь он видел, как хорошо живет его дочь в Петербурге у Минского. Думает о плохом, боится: вдруг он и ее обманет. «Жива ли, нет ли, Бог ее ведает. Всяко случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил … »
— Что заставляет его так думать? Нет вестей от Дуни.
— Ребята, а чем отличается история блудного сына от истории «блудной дочери»?
(Рассматриваем иллюстрацию «Дуня на могиле отца»)
— Слишком поздно приехала. Не успела попросить прощения. Сын успел попросить прощения у отца и был прощен, а Дуня — нет. Этим вызваны ее рыдания.
— На картине «Возвращение блудного сына» — сын на коленях, отец рад возвращению сына. Сын прощен. Оба счастливы.
— Думается, что счастье ее с Минским омрачается мыслью об оставленном и забытом отце.
— Если есть в человеке совесть, а в Дуне, я думаю, она есть, совесть не даст ей покоя до конца дней.
— А я думаю, что Пушкин ее жалеет, поэтому она так безутешно плачет на могиле отца. Его не вернуть, на душе ее огромная тяжесть.
Отказ от тех, кто дал нам жизнь, есть грех.
— Ребята, сегодня мы говорили подробно о трех героях повести Пушкина «Станционный смотритель» — Самсоне Вырине, Дуне, Минском. Попробуйте с помощью трех-четырех прилагательных дать каждому характеристику.
Работа в группах по четыре человека. Проверка результатов работы (примерный
вариант):
Вырин: бедный, несчастный, добрый, любящий, забитый, кроткий.
Минский: беспечный, легкомысленный, удалой, счастливый, богатый, высокомерный, жестокий.
Дуня: красивая, прелестная, приветливая, хозяйственная, печальная, виноватая, с
камнем на сердце.
— О каких же нравственных проблемах в повести А.С.Пушкина мы говорили на уроке? Выводы появляются на экране: О проблеме «маленького человека». О взаимоотношениях отцов и детей. Об ответственности за свои поступки. О муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб … О счастье и любви …

0 / 5. 0

.