0
(0)

Устройство и быт Сечи. Высокохудожественной кистью писателя нарисовано «то гнездо, откуда вылетали гордые и крепкие, как львы», борцы за Малороссию,- Запорожская Сечь. Помимо яркой, пластичной обрисовки природы Сечи, ее необъятного степного пространства, как живые встают перед нами запорожцы с их своеобразной и беспокойной жизнью. История Малороссии неоднократно давала благодарный материал для писателей и поэтов нового времени. Пушкин, Рылеев и другие писатели не раз обращались к истории Малороссии, чтобы из нее извлечь материал для своего поэтического творчества. Гоголь в своем « Тарасе Бульбе» остановился на том моменте из истории казачества, когда благодаря унии и религиозной нетерпимости католической Польши, запорожцы вступили в открытый бой за веру с «латинскими еретиками». Запорожская Сечь, возникшая в XVI столетии, находилась за Днепровскими порогами. В казачество уже давно уходило много оппозиционного элемента с Украины, из Москвы и даже из Польши. В начале своего возникновения казачество не представляло собой сплоченной массы, руководимой какой-нибудь высшей идеей, но с течением времени оно поняло свою историческую роль: из плохо дисциплинированного сброда, жаждавшего воинских подвигов и добычи, оно обратилось в «товарищество», ставшее на защиту православной веры, православного крестьянства от угнетательницы — польской шляхты. Запорожская Сечь представляла собою товарищество в точном смысле этого слова. Все казаки были равны между собой, и каждый из них имел право быть избранным в атаманы, начальники. Казаки делились на полки — «курени» и каждый курень имел своего начальника, «куренного атамана». Частная собственность не была сильно развита, и вся добыча, по выделении части на монастыри, обыкновенно сдавалась на хранение в курень и являлась как бы общим достоянием. Все курени вместе составляли запорожское войско, во главе которого стоял ежегодно избираемый кошевой атаман. Кроме кошевого атамана, начальство «старшин» составляли кошевой судья и писарь, которые также избирались всем казачеством, собиравшимся на общее собрание, «раду». Правильного голосования при выборах, конечно, не могло быть.

Иной раз из-за кандидатов происходили схватки, и победа оставалась за тем из них, чьи сторонники были многочисленнее, а потому побеждали своих противников. Всякие решения санкционировались исключительно всеми запорожцами, всем «товариществом». От «старосты» по истечении срока их выбора казачество имело право требовать отчета об их деятельности, различных объяснении. Часто они высказывали им свое неудовольствие, но бывали случаи, когда «рада» избирала на следующий год прежних должностных лиц (чаще всего судью и писаря). На сходку созывалось казачество литаврами, находившимися на радовой площади; литаврами заведовал особый казак «цовбиш», лицо, пользовавшееся особым почетом. Каждый год на раде помимо выбора «старшины» происходил дележ различных земель, пастбищ рыбных ловель. Все земельное богатство казаков, все рыбные ловли распределялись по жребию между куренями, что по укоренившемуся обычаю не вызывало никогда никаких споров или ссор. Казачество не допускало в Сечь женщин, и кошевое войско состояло исключительно из неженатых казаков. Хотя Сечь и являлась особой замкнутой организацией, «товариществом», но доступ в это товарищество был открыт для каждого православного христианина. Последнее условие было единственно необходимым, так как целью существования Запорожской Сечи была борьба с иноплеменниками, борьба с угнетателями православной церкви.

0 / 5. 0

.