4
(5)
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Время создания произведения. Пьеса написана в самом начале хх века (1903 год), в период переоценки и переосмысления устоявшихся ценностей и старых традиций. Три «революции» XIX века подготовили ощущение катастрофы, которую описывали в искусстве и чувствовали современники: биологическая (дарвинизм), экономическая (марксизм) и философская (учение Ницше).

«Вишнёвый сад» — последняя пьеса А. Чехова. Это символическое прощание писателя с жизнью. Он создавал её как эпилог к собственной жизни и как эпилог к русской литературе – золотой век классической русской литературы фактически заканчивался, начинался век серебряный. Произведение содержит в себе элементы и трагедии (метафора завершения жизни), и комедии (персонажи изображены пародийно). Главное событие в жизни театральной Москвы. Пьеса «Вишневый сад» была первым абсолютным успехом Чехова — драматурга. Она написана в 1903 году, и уже в январе 1904 состоялась первая постановка в театре МХТ.

Это произведение легло в основу новой драмы. Именно Чехов первым осознал, что прежние театральные приёмы устарели. Характер конфликта, персонажи, чеховская драматургия — всё это было неожиданно и ново. В пьесе много условностей (символов), и трактовать их следует исходя из авторского определения жанра — «комедия в четырёх действиях». Эта пьеса стала классикой русского театра и до сих пор остаётся актуальной. В ней проявились художественные открытия драматурга, которые положили начало модернизма в литературе и драматургии России. В конце пьесы топором стучат и струна лопнула. Чехов прощается и со старой русской жизнью, и с помещичьей усадьбой, и с русским помещиком. Но, прежде всего, она проникнута настроением прощания писателя с жизнью.

В конце пьесы все её герои разъезжаются, забыв в закрытом доме старого слугу Фирса — им всем не до него. О Фирсе забыли и добрый Петя, и романтическая Аня. Новаторство Чехова. В пьесе нет главного героя. Если в классической драме герой проявлял себя в поступках, то в чеховской — персонажи проявляют и раскрывают себя в переживаниях (пафос действия сменился пафосом размышления). Автор активно использует ремарки, которые формируют подтекст: тишина, молчит, пауза. Новая форма конфликта: «Люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы» (А. Чехов).

ПОЧЕМУ ПЬЕСА НАЗВАНА "ВИШНЕВЫЙ САД"
Центральный образ пьесы выведен в названии произведения. Всё действие происходит вокруг вишнёвого сада: иногда сами события разворачиваются там, о нём постоянно говорят персонажи, его пытаются спасти, он объединяет всех героев произведения.

Малая родина — укромный уголок природы, родовое гнездо Раневской и Гаева, в котором прошли их детство и юность. Такие места становятся частью самого человека. Символ красоты — вишнёвый сад — нечто прекрасное и восхищающее, красота, которая всегда оказывает влияние на души людей и их эмоциональное состояние. Символ уходящего времени — уход дворянства из жизни России.

Умные и образованные люди не в силах сохранить сад, то есть свой уклад и образ жизни. В пьесе вырубается сад, а в жизни — распадаются дворянские гнёзда. «Вся Россия наш сад». Это слова одного из персонажей пьесы — Пети Трофимова. Вишнёвый сад — символ будущего России, размышления о судьбе всей страны. Сумеет ли молодое поколение вырастить новый цветущий сад? Этот вопрос остаётся в пьесе открытым.

ЖАНР ПЬЕСЫ
Сюжет — продажа вишнёвого сада, владельцами которого являются разорившиеся дворяне Раневская и Гаев, брат и сестра. Новым владельцем сада становится купец Лопахин, внук крепостного, который раньше работал в этом имении.
ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА
Сам А. Чехов назвал «Вишнёвый сад» комедией не для жанрового определения. Тем самым автор отметил, что пьесу надо исполнять как комедию. Если разыгрывать её как драму или трагедию, не получится задуманного диссонанса, а глубинный смысл произведения потеряется. В пьесе и в самом деле много комедийных моментов, ситуаций, персонажей, реплик. «Вишнёвый сад» имеет структуру музыкального произведения — пьеса построена на лейтмотивах, используются музыкальные приёмы, повторы, дважды появляется звук лопнувшей струны. В пьесе много слёз, но автор отмечал, что это несерьёзные слёзы, над ними можно посмеяться. Смешное у Чехова переплетается с грустным, комическое с трагическим — всё, как в реальной жизни. Герои же напоминают печальных клоунов. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс» (А. Чехов).
ЛЮБОВЬ АНДРЕЕВНА РАНЕВСКАЯ
Когда-то богатая дворянка Раневская ездила в Париж, имела дачу на юге Франции, на балах в её доме «танцевали генералы, бароны, адмиралы». Теперь же прошлое представляется ей цветущим вишнёвым садом. Она не может приспособиться к новым условиям — продолжает сорить деньгами, во всём проявляя барскую беспечность. «Она хорошая, добрая, славная … », — говорит о ней её брат Гаев. «Хороший она человек. Лёгкий, простой … », — отзывается о Раневской Лопахин. Он с восторгом признаётся: «Мой отец был крепостным у вашего деда и отца, но вы, собственно вы, сделали для меня когда-то так много, что я забыл всё и люблю вас, как родную … больше, чем родную». Раневскую любят и Аня с Варей, и помещик-сосед Симеонов-Пищик, и Петя Трофимов, и слуги. Она одинаково ласкова, щедра и добра со всеми. Но все положительные качества, соединяясь с беззаботностью, избалованностью и легкомыслием, часто превращаются в свою противоположность – жестокость и равнодушие. Случайному прохожему Раневская щедро даёт золотой, а дома нечего есть. Любовь Андреевна приглашает на бал оркестр, не имея возможности заплатить музыкантам. Легкомыслие и неумение жить самостоятельно появились благодаря крепостным, которые делали всю работу в её поместье. Она говорит, что жить не сможет без вишнёвого сада, но сад продан, а она устраивает в доме неуместный бал. Раневская эмоциональна и непоследовательна в своих поступках. В первом действии она решительно рвёт, даже не читая, телеграммы из Парижа. В дальнейшем героиня уже так не делает, а в финале пьесы, успокоенная и повеселевшая, охотно возвращается в Париж к прежнему измучившему её любовнику, оставляя без денег Варю и Аню, забыв про Фирса. Любовь для неё важнее всего в жизни (имя и фамилия даны неслучайно — героиня впечатлительна, чувствительна и ранима). Сначала она уверяла, что с Парижем покончено навсегда. Но когда ярославская тётушка прислала деньги, оказалось, что их не хватает на спасение поместья, но достаточно, чтобы вернуться в Европу. Благородство Раневской в том, что она никого не винит в постигших её несчастьях. И никто не упрекает Любовь Андреевну в том, что она фактически привела к полному краху родовое имение.
ЛЕОНИД АНДРЕЕВИЧ ГАЕВ
Гаев — воплощение образа жалкого аристократа. Он сам признаётся: «Говорят, что я всё своё состояние проел на леденцах». Гаева можно назвать великовозрастным младенцем: ему 51 год, а лакей, которому уже 87, раздевает его перед сном. Леонид Андреевич привык к праздной жизни. У него две страсти — играть в бильярд и произносить пылкие речи (неслучайно фамилия Гаев так созвучна со словом гаер, что значит — шут; тот, кто паясничает, кривляется на потеху другим). Он выглядит пародией на образованного дворянина. у него особенная речь, изобилующая бильярдными терминами, характерное словечко — «кого?». Никчёмность, лень, пустословие и самомнение — вот основные черты этой личности. Аня говорит Гаеву: «Тебя все любят, уважают … Какой ты хороший, дядя, какой умный!» Но Чехов это мнение подвергает сомнению. Вместе с барским изяществом и чувствительностью в Гаеве заметны барская чванливость и спесь. Леонид Андреевич убеждён в исключительности людей своего круга («белой кости») и каждый раз даёт почувствовать окружающим своё положение барина. Он нежен с родными, но презрительно — брезглив со слугами («Отойди, любезный, от тебя курицей пахнет» — говорит он Яше. «Надоел ты, брат» — Фирсу). «Чумазого» Лопахина он считает хамом и кулаком. Но при этом Гаев гордится своей близостью к народу, утверждает: «Недаром меня мужик любит». В начале пьесы он клянётся честью, что вишнёвый сад не будет продан. Но сад покупает Лопахин, и никто не вспоминает его пустых обещаний и слов. Гаев и Раневская отвергли предложение Лопахина, но сами не смогли спасти своего поместья. Это не только легкомыслие и непрактичность разорившихся дворян, это идея того, что дворянство не способно, как прежде, определять пути развития страны. Их обострённое чувство прекрасного не позволяет сделать из поэтического вишнёвого сада коммерческое предприятие. Поступки персонажей демонстрируют зрителю, что доверять словам помещиков, сказанным даже искренне и взволнованно, невозможно. Вернувшись с аукциона, на котором был продан вишнёвый сад, Гаев не скрывает слёз. Однако его слёзы мгновенно исчезают, лишь только он слышит удары кия. Это доказывает, что глубокие переживания ему чужды.
ЛОПАХИН
Новым хозяином вишнёвого сада становится бывший крепостной Гаева и Раневской. В недавнем прошлом его предки были крепостными, работавшими в имении, «дед и отец были рабами», «их не пускали даже в кухню». Лопахин восклицает: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели на всё происшествие, как их Ермолай, битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ермолай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете». Ермолай сумел выйти из бедности и достичь материального благополучия без посторонней помощи. у него много положительных черт: он помнит добро Раневской, трудолюбив («Знаете, я встаю в пятом часу утра, работаю с утра до вечера… »), дружелюбен, «громаднейшего ума человек», как отзывается о нём Пищик. Предприимчивый купец обладает большой энергией и хваткой. Его трудолюбие и настойчивость сформировались в тяжёлых жизненных условиях, они и закалили его целеустремлённую натуру. Лопахин живёт сегодняшним днём. Его идеи рациональны и практичны. Он правильно оценивает положение Раневской и Гаева, даёт им весьма ценный совет. Если бы они приняли предложение разбить вишнёвый сад на дачные участки и сдавать землю в аренду, то могли бы спасти своё поместье и выбраться из трудного финансового положения. Действующие лица по-разному относятся к Лопахину. Раневская считает его хорошим, интересным человеком, Гаев — хамом и кулаком, Симеонов-Пищик человеком большого ума, а Петя Трофимов сравнивает его с хищным зверем. Такое противоречивое восприятие Лопахина отражает и отношение Чехова к нему. В модно одетом и преуспевающем коммерсанте нет культуры и образованности, и он сам часто чувствует свою ущербность. Деловая хватка вытравила в нём духовность (Чехов отмечает хищную природу капитализма). Способствуя экономическому прогрессу страны, лопахины вряд ли смогут ликвидировать нищету, несправедливость, бескультурье, потому что на первом месте у них личный интерес, нажива и выгода. Стук топора, вырубающего вишнёвый сад, символизирует переход от прошлого к настоящему. А будущее видится прекрасным, когда молодое поколение посадит и вырастит свой новый сад.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ПЕРСОНАЖИ
Персонажи второго плана участвуют в пьесе наравне с главными действующими лицами. Они часто повторяют мысли основных героев. К тому же в их уста автор вложил важные для понимания пьесы мысли. Гувернантка Шарлотта Ивановна всё серьёзное превращает в смешное. Своими фокусами и чревовещанием она подчёркивает комедийность происходящего. Именно ей принадлежит фраза, которую мог бы высказать любой персонаж: «откуда я и кто я — не знаю … » Слуги Яша и Дуняша смешны в своём желании во всём походить на господ. По сути это доведённые до гротеска образы Раневской и Гаева. Дуняша вечно пудрится, заявляет, что она «нежная стала, такая деликатная» и очень напоминает Раневскую. Развязный Яша, обвиняющий всех в невежестве, — узнаваемая пародия на Гаева. Старый слуга Фирс олицетворяет «старую жизнь», «старые порядки». Он появляется в пьесе редко, тем не менее играет немалую роль — ему доверен финальный монолог. В образе Фирса подчёркнуты те черты, которыми обделены его хозяева: основательность, хозяйственность.
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К ПЕРСОНАЖАМ
Чехову неприятен Гаев, у которого в голове не осталось ничего, кроме правил бильярда. Лопахин, представитель только что народившегося русского капитализма, вызывает у него любопытство. Но автор не приемлет прагматичных людей, для него очевидно, что ничего у самодовольного Лопахина не выйдет. (Всё чудесным образом устраивается у не прагматичных персонажей: например, у Симеонова-Пищика в поместье вдруг обнаружили редкую белую глину, и он получил деньги за его аренду вперёд). Ермолай Лопахин всё время размахивает руками, Петя даёт ему совет: «Отвыкни от этой привычки — размахивать. И тоже вот строить дачи, рассчитывать, что из дачников со временем выйдут отдельные хозяева, рассчитывать так — это тоже значит размахивать … » У Лопахина наполеоновские планы, но сбыться им, по мнению автора, не суждено. Это временный персонаж, наступят другие времена и лопахины, сделав своё дело, переведутся. Симпатии Чехова на стороне Пети и Ани. Вечный студент Трофимов смешон (жалкие калоши, падает с лестницы), но ему достаётся любовь Ани.
ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РОССИИ
«Вишневый сад» часто называют произведением о прошлом, настоящем и будущем России. Прошлое — Раневская и Гаев. Они живут воспоминаниями, их не устраивает настоящее, а о будущем даже не хотят и думать. Это образованные, утончённые люди, полные бездеятельной любви к окружающим. Когда им грозит опасность, герои ведут себя как дети, которые закрывают глаза от страха. Поэтому они не принимают предложения Лопахина по спасению вишнёвого сада и надеются на чудо, ничего даже не пытаясь изменить. Раневская и Гаев не способны быть хозяевами своей земли. Такие люди не могут влиять на развитие своей страны. Настоящее — Лопахин. Самодовольный Лопахин — яркий представитель нарождающейся в России буржуазии. На таких, как он, общество возлагает огромные надежды. Герой чувствует себя хозяином жизни. Но Лопахин так и остался «мужиком», не способным понять, что вишнёвый сад не только символ красоты, но и своеобразная нить, связывающая прошлое с настоящим. Нельзя рубить свои корни. А Ермолай безоглядно разрушает старое, не построив и не имея планов о строительстве чего-то нового. Он не может стать будущим России, потому что уничтожает красоту (вишнёвый сад) ради своей выгоды. Будущее — Петя и Аня. Нельзя сказать, что будущее за 17-летней девушкой, полной лишь сил и желаний делать добро. Или за вечным студентом, смешным «облезлым барином» (весь его облик довольно жалок), который пытается переустроить жизнь на основе одних только смутных идей. Чехов не видит в русской жизни героя, который стал бы настоящим хозяином вишнёвого сада. Вопрос в пьесе остаётся открытым. Чехов видит, что нет связи времён (лопнувшая струна — символ разрыва между поколениями). Но Ане и Пете предстоит искать ответ, потому что пока больше некому, кроме них.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Рассвет. За окном — цветущий вишневый сад.

В свое имение из Парижа возвращается Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. День проходит в разговорах с домашними и гостями. Все возбуждены встречей, говорят, не слушая друг друга.

В конфиденциальной беседе с Варей, приемной дочерью Раневской, Аня узнает, что купец Лопахин, который считается женихом Вари, предложения так и не сделал, да и не предвидится этого события. Аня же жалуется на вечное безденежье в Париже и непонимание матерью создавшегося положения: та бездумно разбрасывает последние деньги, в ресторанах заказывает самое дорогое, лакеям на чай дает по рублю. В ответ Варя сообщает, что и здесь денег
нет, более того — в августе будут продавать имение.

В усадьбе пребывает еще Петя Трофимов. Это студент, бывший репетитор покойного сына Раневской, Гриши, утонувшего в семь лет от роду в реке. Аня, узнав о присутствии Пети, боится, что вид последнего вызовет у матери горькие воспоминания.

Появляется старый лакей Фирс, надевает белые перчатки и начинает накрывать на стол.

Входят Любовь Андреевна, ее брат Леонид Андреевич Гаев и Лопахин. Купцу в пятом часу надо уезжать, а так хотелось поглядеть на Любовь Андреевну, поговорить с ней, она все такая же великолепная.

Его отец был крепостным у ее отца, но она сделала для него когда-то так много, что он забыл все и любит ее больше, чем родную. Раневская радуется возвращению домой. Гаев, сообщая ей новости, время от времени достает из кармана коробку с леденцами, сосет. Лопахин говорит, что поместье продается за долги, и предлагает разбить эту землю на дачные участки и сдавать их в аренду.

Тогда они будут иметь в год двадцать пять тысяч дохода. Правда, придется снести старые постройки и вырубить сад. Любовь Андреевна категорически возражает: сад — самое замечательное место во всей губернии.

По мнению Лопахина, другого выхода у них нет, замечательного в саду только то, что он очень большой, а вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает. А вот Фирс помнит, что в прежнее время сушеную вишню возами возили в Москву и Харьков, денег выручали много. Варя подает матери две телеграммы из Парижа, но с прошлым покончено, и Любовь Андреевна рвет их. Гаев, меняв тему,
обращается к шкафу, которому сто лет, и начинает произносить сентиментально-высокопарную речь, доводя себя до слез. Сестра подытоживает. что он все такой же, Гаев конфузится. Лопахин напоминает, что если они надумают насчет дач, он даст денег взаймы, и удаляется. Любовь Андреевна и Леонид Андреевич любуются садом, вспоминают детство.

Входит Петя Трофимов в поношенном студенческом мундире. Любовь Андреевна обнимает его, плачет. и, всмотревшись, спрашивает, почему он так постарел и подурнел, а ведь был когда-то милым студентиком. Петя рассказывает, что в вагоне одна баба назвала его облезлым барином и, наверно, он будет вечным студентом.

В комнате остаются Гаев и Варя. Гаев замечает, что сестра не отвыкла ещё сорить деньгами. у него же много плавов, как поправить дела: хорошо бы получить наследство, хорошо бы выдать Аню замуж за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попросить денег у тетушки-графини. Тетка очень богата, но их не любит: во-первых, Раневская вышла замуж за присяжного nовepeннoгo, не дворянина, во-вторых, вела себя не очень добродетельно.

Любовь Андреевна добрая, славная, но она порочна. Тут они замечают, что в дверях стоит Аня. Дядя целует ее, девушка упрекает его в последних словах и просит молчать, тогда ему самому будет покойнее. Он соглашается и возбужденно меняет свои планы по спасению имения: можно будет устроить заем под векселя, чтобы заплатите проценты в банк, мама Ани поговорит с Лопахиным, он ей не откажет, а Аня отдохнет и поедет к бабушке в Ярославль. Вот так все и наладится. Он клянется, что не допустит, чтобы имение было продано. Аня
успокоил ась и, счастливая, обнимает дядю. Появляется Фирс, укоряет Гаева, что тог еще не лег спать, и все расходятся.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Раневская, Гаев и Лопахин прогуливаются в поле. Видна дорога в усадьбу, неподалеку от нее начинается вишнёвый сад. Скоро сядет солнце.
Они только что прибыли из города, куда ездили завтракать. Любовь Андреевна смотрит в свое портмоне и удивляется, что вчера у нее вроде было много денег, а сегодня осталось совсем мало.

Раневская удручена: бедная Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают овин горох, а сама она тратит как-то бессмысленно, зачем-те поехала завтракать в дрянной ресторан. В заключение Любовь Андреевна укоряет брата за то, что он много пьет и много говорит. Гаев отмахивается и говорит, что он, очевидно неисправим.

Лопахин заговаривает об имении, и Гаев сообщает, что ярославская бабушка обещала прислать тысяч пятнадцать.

Удачливый купец знает, что этих денег мало, и сердится: таких легкомысленных, неделовых людей, как они, он еще не встречал. Если они решат отдать землю в аренду под дачи, то будут спасены. Брат и сестра заявляют, что дачи и дачники — это пошло. Лопахин в сердцах собирается уходить, но Раневская удерживает его, говоря, что с ним как-то веселее, а то ей все время кажется, что над ней в наказание за грехи должен обвалиться дом.

Гаев кладет в рот леденец и смеется, что грешен: все свое состояние проел на леденцах. Любовь Андреевна начинает каяться. Она всегда сорила деньгами и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Он умер от шампанского — слишком много пил. На беду, она как раз в это время полюбила другого, сошлась с ним, и, будто в наказанье, утонул ее сын.

Она уехала за границу, чтобы не возвращаться, купила дачу возле Ментоны. Тот человек отправился за ней. Когда он заболел, Раневская три года не знала отдыха: больной измучил ее. В прошлом же году, когда дачу продали за долги, она уехала в Париж, и там он обобрал ее и бросил. Она пробовала отравиться, потом ее потянуло в Россию, к дочери. Вытирая слезы, Любовь Андреевна достает из кармана очередную телеграмму, полученную сегодня из Парижа, и рвет.

Где-то звучит музыка, и Раневская внезапно решает устроить званый вечер, пригласить оркестр. Между делом она говорит Лопахину, что тому давно пора бы жениться, и напоминает о Варваре. Купец вроде бы не против. Ни с того ни с сего Гаев заявляет, что ему предложили место в банке, шесть тысяч в год. Сестра не воспринимает его всерьез.

В этот момент Фирс приносит Леониду Андреевичу пальто и велит надеть — сыро, тот послушно одевается. Любовь Андреевна замечает, что лакей очень постарел, но ведь его женить собирались, когда их отец еще не родился, а когда вышла воля, он не согласился уходить и остался при господах. Раньше хорошо было, вспоминает Фирс: мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймешь ничего.

Подходят Трофимов, Аня и Варя. Лопахин подтрунивает над Петей: тому уже пятьдесят лет скоро, а он все еще студент. Трофимов сердится, а купец продолжает: ему интересно, что вечный студент думает о нем. В ответ Петя утверждает, что Лопахин скоро будет миллионером и что он нужен обществу, как в природе нужны хищники, которые съедают все, что попадается им на пути. Все смеются, Заходит философский разговор о сущности русского человека.

Петя говорит, что русский человек в большинстве своем груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восторгаться собой и начать работать. В России большинство ничего не делает и к труду не способно. Называют себя интеллигенцией, а с мужиками обращаются, как с животными. И все хорошие разговоры только для отвода глаз.

Появляется слегка пьяный прохожий, просит у Вари денег, копеек тридцать. Раневская, оторопев, дает ему золотой, поскольку серебра у нее нет. Прохожий благодарит и уходит. Варя упрекает маму, что дома людям есть нечего, а она подарила незнакомцу золотой. Любовь Андреевна, оправдываясь, уверяет, что дома отдаст Варе все деньги, ведь Лопахин ссудит ей еще взаймы. Потом вскользь поздравляет приемную дочь с тем, что они ее совсем просватали. Та сквозь слезы отвечает, что с этим шутить нельзя.

Все уходят, кроме Трофимова и Ани. Петя возмущается, что Варя боится того, что молодые люди полюбят друг друга, и не отходит от них. Но они выше любви, они идут к свободе и счастью и обойдут то мелкое и призрачное, что помешает им достичь цели.

Аня восхищается его речами и удивляется, что такого он сделал с ней, отчего она не любит теперь вишневый сад так нежно, как прежде. Петя объясняет, что Анина семья живет в прошлом, и, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое: жизнь за чужой счет — страданием и непрерывным трудом.

Аня дает слово, что уйдет из дома. Трофимов призывает ее стать свободной и просит верить ему: ему еще нет тридцати, но он уже столько вынес. Зимой он голодает, болеет, он беден, но он предчувствует счастье, уже видит его…

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

День торгов в имении — званый вечер, играет оркестр, музыкантам которого нечем заплатить. В зале танцуют. Раневская волнуется, что брата долго нет из города.

Трофимов успокаивает ее, говоря, что, по всей вероятности, торги не состоялись. Варя уверена, что Леонид Андреевич выплатил деньги за сад, ведь бабушка прислала ему доверенность. чтобы он купил сад на ее имя с переводом долга. На самом деле того. что прислала ярославская бабушка, не хватит даже проценты заплатить, и Любовь Андреевна закрывает лицо руками, осознавая, что сегодня решается ее судьба.

Трофимов в который уже раз дразнит Варю мадам Лопахиной, та зло парирует, что неудавшегося студента уже дважды увольняли из университета. Раневская просит Варю не сердиться на Петю, а сели она не хочет выходить за купца, пусть не выходит. Варвара отвечает, что Лопахин хороший человек и нравится ей, но не
может же она сама делать ему предложение. Если бы у нее были деньги, хоть сто рублей, она бы бросила все и ушла в монастырь.

Варя уходит. Любовь Андреевна умоляет Петю не дразнить дочь, но тому надоело, что Варя суется не в свое дело: все лето не давала покоя ни ему, ни Ане, боялась, как бы у них романа не вышло, а они с Аней выше любви.

Заметив, что сама она, должно быть, ниже любви, Раневская продолжает беспокоиться о брате и об итоге торгов. Трофимов жестко резюмирует, что уже все равно продано, возврата нет, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна говорит, что он так смело решает важные вопросы, потому что молод. Да, он честнее и глубже, чем все они, но она просит пощадить ее, потому что родилась здесь н выросла, любит этот дом, без вишнёвого сада не представляет своей жизни, и уж если так нужно продавать, то пусть продают вместе с ней.

Плача, Раневская вынимает из кармана платок, на пол падает телеграмма. Не заметив этого. Любовь Андреевна продолжает. Она любит Петю как родного и охотно отдала бы за него Аню, но ведь надо же курс закончить, надо остепениться. Трофимов подает ей телеграмму. Раневская сетует, что возлюбленный опять заболел и умоляет ее приехать. Он — камень на ее шее, она идет с ним на дно, но она любит этот камень и жить без него не может. Петя напоминает, что этот человек обобрал ее, он мелкий негодяй и ничтожество, и только она одна не видит этого.

Любовь Андреевна сначала пытается не слушать. а потом, рассердившись, сдержанно говорит, что Пете уже двадцать семь лет. а он все еще гимназист второго класса. Надо быть мужчиной и понимать тех, кто любит; он не выше любви, а просто недотепа, смешно в его годы не иметь любовницы. Петя в ужасе уходит в переднюю. Раневская кричит вслед. что она пошутила.
На лестнице в передней Петя с грохотом падает. Любовь Андреевна идет за ним, просит прощения и уводит танцевать. Фирс, глядя на танцующих, вспоминает, что раньше у них на балах танцевали генералы и бароны, а теперь и почтовый чиновник с начальником станции не в охотку идут. Раневская спрашивает у Фирса, куда он пойдет, если продадут имение, старый лакей отвечает, что пойдет, куда прикажут.

Появляется Лопахин. Его окружают, и купец сконфуженно, боясь обнаружить свою радость, начинает рассказывать, что торги кончились к четырем часам и они с Гаевым опоздали на поезд.

Входит Леонид Андреевич, сестра нетерпеливо бросается к нему со слезами на глазах. Гаев ничего не отвечает на ее расспросы, только машет рукой, плача.

Внезапно он слышит стук шаров в бильярдной, слезы его высыхают, он зовет Фирса и идет к себе переодеваться. Лопахин сообщает, что имение купил он.

Раневская падает в кресло, Варя снимает с пояса ключи, бросает их на стол и уходит. Купец смеется от радости и гордости, что он, малограмотный, купил имение, прекраснее которого нет на белом свете, где его отец и дед были рабами и их не пускали даже на кухню.

Он поднимает ключи, ласково улыбаясь, как бы про себя, замечает, что Варя
бросила связку, демонстрируя, что она уже здесь не хозяйка. В восторге он кричит музыкантам, чтобы те играли громче.

Раневская горько плачет, Лопахин с укором спрашивает, зачем она его не послушалась, теперь уж не вернешь содеянного. В гостиную входят Аня и Трофимов. Девушка становится перед Любовью Андреевной на колени и утешает ее: пусть сад продан, но впереди у матери новая счастливая жизнь. Аня зовет ее с собой в будущее, где они посадят новый сад, мама увидит его, и тихая глубокая радость опустится на ее душу.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

В комнате без занавесей, картин и мебели у входной двери сложены чемоданы и дорожные узлы. Лопахин ждет. Появляются Раневская и Гаев, она не плачет, но бледна и не может говорить. На упрек брата, что, прощаясь, она отдала мужикам свой кошелек, Любовь Андреевна оправдывается, что не смогла поступить иначе.

Они уходят. Трофимов объявляет, что лошади поданы. Лопахину надо в Харьков, и он поедет с ними на одном поезде. Петя собирается проводить всех в город и завтра ехать в Москву. Он советует Лопахину не размахивать руками в прямом и переносном смысле: ведь строить дачи – это тоже значит размахивать.

На прощанье студент добавляет, что у Лопахина тонкая, нежная душа. Купец обнимает его, благодарит и предлагает денег на дорогу, но Петя отказывается — заработал переводами. — к тому же он свободный человек, деньги не имеют над ним масти, он силен и горд и в первых рядах человечества идет к высшей правде, к высшему счастью; он дойдет сам или укажет другим, как дойти. Слышно, как стучат топором по дереву.

Лопахин упоминает, что Леонид Андреевич собирается работать в банке, да только ведь не усидит — больно ленив. Аня просит, чтобы не рубили сада, пока мама не уехала.

Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает у лакея Яши, отправили ли Фирса в больницу, и Яша говорит, что утром велел Егору отвезти старика.

Раневская прощается с домом, горячо целует радостную, довольную Аню. Гаев, бодрясь, замечает, что до продажи сада они волновались, страдали, а теперь, когда дело решено, все успокоились, повеселели даже. Он теперь банковский служащий, да и сестра стала выглядеть лучше.

Раневская соглашается, говорит, что уезжает в Париж и будет жить там на деньги, посланные ярославской бабушкой на покупку имения, только денег этих хватит ненадолго. Аня вся в планах на будущее. Она надеется, что выдержит экзамен в гимназии, начнет работать, мать скоро вернется, они будут жить вместе, читать и перед ними откроется новый мир.

У Любови Андреевны две заботы. Первая — это больной Фирс. (Аня успокаивает ее, что Фирса увезли в больницу.) Вторая печаль — Варя. Раневская так мечтала, что Лопахин женится на ней, но они почему-то сторонятся друг друга. Купец заявляет, что и сам не понимает, почему так происходит, и решается сейчас же покончить с этим делом. Раневская отправляется за приемной дочерью.

За дверью слышатся сдержанный смех, шепот, входит Варя и делает вид, что что-то ищет. Лопахин спрашивает, куда она теперь, и девушка отвечает, что договорилась с Рагулиными, будет у них экономкой. Купец мнется, зачем-то уточняет, что это верстах в семидесяти отсюда, и говорит, что он уезжает в Харьков. Его зовут, и Лопахин, точно ждал только предлога, быстро уходит. Варя, сидя на полу, тихо рыдает. Осторожно входит Любовь Андреевна и все понимает.

Пора ехать. Отъезжающие готовы к выходу. Гаев начинает очередную высокопарную речь, но Аня и Варя останавливают его. Выносят вещи. Все выходят, остаются только Раневская с братом.

Они бросаются друг другу на шею и рыдают сдержанно, боясь, что их услышат. Со двора весело и возбужденно их зовут Аня и Трофимов. Дверь запирают на ключ, экипажи трогаются. В комнате появляется больной Фирс. Он подходит к двери, видит, что заперто: господа уехали, а про него забыли. Озабоченно вздыхает, что Леонид Андреевич, небось, легко оделся, а он, Фирс, недоглядел, затем пристраивается на диване и лежит неподвижно.

Наступает тишина и только слышно, как в саду топором стучат по дереву.

4 / 5. 5

.