«Вишнёвый сад» — последняя пьеса А. Чехова. Это символическое прощание писателя с жизнью. Он создавал её как эпилог к собственной жизни и как эпилог к русской литературе – золотой век классической русской литературы фактически заканчивался, начинался век серебряный. Произведение содержит в себе элементы и трагедии (метафора завершения жизни), и комедии (персонажи изображены пародийно). Главное событие в жизни театральной Москвы. Пьеса «Вишневый сад» была первым абсолютным успехом Чехова — драматурга. Она написана в 1903 году, и уже в январе 1904 состоялась первая постановка в театре МХТ.
Это произведение легло в основу новой драмы. Именно Чехов первым осознал, что прежние театральные приёмы устарели. Характер конфликта, персонажи, чеховская драматургия — всё это было неожиданно и ново. В пьесе много условностей (символов), и трактовать их следует исходя из авторского определения жанра — «комедия в четырёх действиях». Эта пьеса стала классикой русского театра и до сих пор остаётся актуальной. В ней проявились художественные открытия драматурга, которые положили начало модернизма в литературе и драматургии России. В конце пьесы топором стучат и струна лопнула. Чехов прощается и со старой русской жизнью, и с помещичьей усадьбой, и с русским помещиком. Но, прежде всего, она проникнута настроением прощания писателя с жизнью.
В конце пьесы все её герои разъезжаются, забыв в закрытом доме старого слугу Фирса — им всем не до него. О Фирсе забыли и добрый Петя, и романтическая Аня. Новаторство Чехова. В пьесе нет главного героя. Если в классической драме герой проявлял себя в поступках, то в чеховской — персонажи проявляют и раскрывают себя в переживаниях (пафос действия сменился пафосом размышления). Автор активно использует ремарки, которые формируют подтекст: тишина, молчит, пауза. Новая форма конфликта: «Люди обедают, пьют чай, а в это время ломаются их судьбы» (А. Чехов).
Малая родина — укромный уголок природы, родовое гнездо Раневской и Гаева, в котором прошли их детство и юность. Такие места становятся частью самого человека. Символ красоты — вишнёвый сад — нечто прекрасное и восхищающее, красота, которая всегда оказывает влияние на души людей и их эмоциональное состояние. Символ уходящего времени — уход дворянства из жизни России.
Умные и образованные люди не в силах сохранить сад, то есть свой уклад и образ жизни. В пьесе вырубается сад, а в жизни — распадаются дворянские гнёзда. «Вся Россия наш сад». Это слова одного из персонажей пьесы — Пети Трофимова. Вишнёвый сад — символ будущего России, размышления о судьбе всей страны. Сумеет ли молодое поколение вырастить новый цветущий сад? Этот вопрос остаётся в пьесе открытым.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Рассвет. За окном — цветущий вишневый сад.
В свое имение из Парижа возвращается Любовь Андреевна Раневская с дочерью Аней. День проходит в разговорах с домашними и гостями. Все возбуждены встречей, говорят, не слушая друг друга.
В конфиденциальной беседе с Варей, приемной дочерью Раневской, Аня узнает, что купец Лопахин, который считается женихом Вари, предложения так и не сделал, да и не предвидится этого события. Аня же жалуется на вечное безденежье в Париже и непонимание матерью создавшегося положения: та бездумно разбрасывает последние деньги, в ресторанах заказывает самое дорогое, лакеям на чай дает по рублю. В ответ Варя сообщает, что и здесь денег
нет, более того — в августе будут продавать имение.
В усадьбе пребывает еще Петя Трофимов. Это студент, бывший репетитор покойного сына Раневской, Гриши, утонувшего в семь лет от роду в реке. Аня, узнав о присутствии Пети, боится, что вид последнего вызовет у матери горькие воспоминания.
Появляется старый лакей Фирс, надевает белые перчатки и начинает накрывать на стол.
Входят Любовь Андреевна, ее брат Леонид Андреевич Гаев и Лопахин. Купцу в пятом часу надо уезжать, а так хотелось поглядеть на Любовь Андреевну, поговорить с ней, она все такая же великолепная.
Его отец был крепостным у ее отца, но она сделала для него когда-то так много, что он забыл все и любит ее больше, чем родную. Раневская радуется возвращению домой. Гаев, сообщая ей новости, время от времени достает из кармана коробку с леденцами, сосет. Лопахин говорит, что поместье продается за долги, и предлагает разбить эту землю на дачные участки и сдавать их в аренду.
Тогда они будут иметь в год двадцать пять тысяч дохода. Правда, придется снести старые постройки и вырубить сад. Любовь Андреевна категорически возражает: сад — самое замечательное место во всей губернии.
По мнению Лопахина, другого выхода у них нет, замечательного в саду только то, что он очень большой, а вишня родится раз в два года, да и ту никто не покупает. А вот Фирс помнит, что в прежнее время сушеную вишню возами возили в Москву и Харьков, денег выручали много. Варя подает матери две телеграммы из Парижа, но с прошлым покончено, и Любовь Андреевна рвет их. Гаев, меняв тему,
обращается к шкафу, которому сто лет, и начинает произносить сентиментально-высокопарную речь, доводя себя до слез. Сестра подытоживает. что он все такой же, Гаев конфузится. Лопахин напоминает, что если они надумают насчет дач, он даст денег взаймы, и удаляется. Любовь Андреевна и Леонид Андреевич любуются садом, вспоминают детство.
Входит Петя Трофимов в поношенном студенческом мундире. Любовь Андреевна обнимает его, плачет. и, всмотревшись, спрашивает, почему он так постарел и подурнел, а ведь был когда-то милым студентиком. Петя рассказывает, что в вагоне одна баба назвала его облезлым барином и, наверно, он будет вечным студентом.
В комнате остаются Гаев и Варя. Гаев замечает, что сестра не отвыкла ещё сорить деньгами. у него же много плавов, как поправить дела: хорошо бы получить наследство, хорошо бы выдать Аню замуж за очень богатого человека, хорошо бы поехать в Ярославль и попросить денег у тетушки-графини. Тетка очень богата, но их не любит: во-первых, Раневская вышла замуж за присяжного nовepeннoгo, не дворянина, во-вторых, вела себя не очень добродетельно.
Любовь Андреевна добрая, славная, но она порочна. Тут они замечают, что в дверях стоит Аня. Дядя целует ее, девушка упрекает его в последних словах и просит молчать, тогда ему самому будет покойнее. Он соглашается и возбужденно меняет свои планы по спасению имения: можно будет устроить заем под векселя, чтобы заплатите проценты в банк, мама Ани поговорит с Лопахиным, он ей не откажет, а Аня отдохнет и поедет к бабушке в Ярославль. Вот так все и наладится. Он клянется, что не допустит, чтобы имение было продано. Аня
успокоил ась и, счастливая, обнимает дядю. Появляется Фирс, укоряет Гаева, что тог еще не лег спать, и все расходятся.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Раневская, Гаев и Лопахин прогуливаются в поле. Видна дорога в усадьбу, неподалеку от нее начинается вишнёвый сад. Скоро сядет солнце.
Они только что прибыли из города, куда ездили завтракать. Любовь Андреевна смотрит в свое портмоне и удивляется, что вчера у нее вроде было много денег, а сегодня осталось совсем мало.
Раневская удручена: бедная Варя из экономии кормит всех молочным супом, на кухне старикам дают овин горох, а сама она тратит как-то бессмысленно, зачем-те поехала завтракать в дрянной ресторан. В заключение Любовь Андреевна укоряет брата за то, что он много пьет и много говорит. Гаев отмахивается и говорит, что он, очевидно неисправим.
Лопахин заговаривает об имении, и Гаев сообщает, что ярославская бабушка обещала прислать тысяч пятнадцать.
Удачливый купец знает, что этих денег мало, и сердится: таких легкомысленных, неделовых людей, как они, он еще не встречал. Если они решат отдать землю в аренду под дачи, то будут спасены. Брат и сестра заявляют, что дачи и дачники — это пошло. Лопахин в сердцах собирается уходить, но Раневская удерживает его, говоря, что с ним как-то веселее, а то ей все время кажется, что над ней в наказание за грехи должен обвалиться дом.
Гаев кладет в рот леденец и смеется, что грешен: все свое состояние проел на леденцах. Любовь Андреевна начинает каяться. Она всегда сорила деньгами и вышла замуж за человека, который делал одни только долги. Он умер от шампанского — слишком много пил. На беду, она как раз в это время полюбила другого, сошлась с ним, и, будто в наказанье, утонул ее сын.
Она уехала за границу, чтобы не возвращаться, купила дачу возле Ментоны. Тот человек отправился за ней. Когда он заболел, Раневская три года не знала отдыха: больной измучил ее. В прошлом же году, когда дачу продали за долги, она уехала в Париж, и там он обобрал ее и бросил. Она пробовала отравиться, потом ее потянуло в Россию, к дочери. Вытирая слезы, Любовь Андреевна достает из кармана очередную телеграмму, полученную сегодня из Парижа, и рвет.
Где-то звучит музыка, и Раневская внезапно решает устроить званый вечер, пригласить оркестр. Между делом она говорит Лопахину, что тому давно пора бы жениться, и напоминает о Варваре. Купец вроде бы не против. Ни с того ни с сего Гаев заявляет, что ему предложили место в банке, шесть тысяч в год. Сестра не воспринимает его всерьез.
В этот момент Фирс приносит Леониду Андреевичу пальто и велит надеть — сыро, тот послушно одевается. Любовь Андреевна замечает, что лакей очень постарел, но ведь его женить собирались, когда их отец еще не родился, а когда вышла воля, он не согласился уходить и остался при господах. Раньше хорошо было, вспоминает Фирс: мужики при господах, господа при мужиках, а теперь всё враздробь, не поймешь ничего.
Подходят Трофимов, Аня и Варя. Лопахин подтрунивает над Петей: тому уже пятьдесят лет скоро, а он все еще студент. Трофимов сердится, а купец продолжает: ему интересно, что вечный студент думает о нем. В ответ Петя утверждает, что Лопахин скоро будет миллионером и что он нужен обществу, как в природе нужны хищники, которые съедают все, что попадается им на пути. Все смеются, Заходит философский разговор о сущности русского человека.
Петя говорит, что русский человек в большинстве своем груб, неумен, глубоко несчастлив. Надо перестать восторгаться собой и начать работать. В России большинство ничего не делает и к труду не способно. Называют себя интеллигенцией, а с мужиками обращаются, как с животными. И все хорошие разговоры только для отвода глаз.
Появляется слегка пьяный прохожий, просит у Вари денег, копеек тридцать. Раневская, оторопев, дает ему золотой, поскольку серебра у нее нет. Прохожий благодарит и уходит. Варя упрекает маму, что дома людям есть нечего, а она подарила незнакомцу золотой. Любовь Андреевна, оправдываясь, уверяет, что дома отдаст Варе все деньги, ведь Лопахин ссудит ей еще взаймы. Потом вскользь поздравляет приемную дочь с тем, что они ее совсем просватали. Та сквозь слезы отвечает, что с этим шутить нельзя.
Все уходят, кроме Трофимова и Ани. Петя возмущается, что Варя боится того, что молодые люди полюбят друг друга, и не отходит от них. Но они выше любви, они идут к свободе и счастью и обойдут то мелкое и призрачное, что помешает им достичь цели.
Аня восхищается его речами и удивляется, что такого он сделал с ней, отчего она не любит теперь вишневый сад так нежно, как прежде. Петя объясняет, что Анина семья живет в прошлом, и, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить прошлое: жизнь за чужой счет — страданием и непрерывным трудом.
Аня дает слово, что уйдет из дома. Трофимов призывает ее стать свободной и просит верить ему: ему еще нет тридцати, но он уже столько вынес. Зимой он голодает, болеет, он беден, но он предчувствует счастье, уже видит его…
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
День торгов в имении — званый вечер, играет оркестр, музыкантам которого нечем заплатить. В зале танцуют. Раневская волнуется, что брата долго нет из города.
Трофимов успокаивает ее, говоря, что, по всей вероятности, торги не состоялись. Варя уверена, что Леонид Андреевич выплатил деньги за сад, ведь бабушка прислала ему доверенность. чтобы он купил сад на ее имя с переводом долга. На самом деле того. что прислала ярославская бабушка, не хватит даже проценты заплатить, и Любовь Андреевна закрывает лицо руками, осознавая, что сегодня решается ее судьба.
Трофимов в который уже раз дразнит Варю мадам Лопахиной, та зло парирует, что неудавшегося студента уже дважды увольняли из университета. Раневская просит Варю не сердиться на Петю, а сели она не хочет выходить за купца, пусть не выходит. Варвара отвечает, что Лопахин хороший человек и нравится ей, но не
может же она сама делать ему предложение. Если бы у нее были деньги, хоть сто рублей, она бы бросила все и ушла в монастырь.
Варя уходит. Любовь Андреевна умоляет Петю не дразнить дочь, но тому надоело, что Варя суется не в свое дело: все лето не давала покоя ни ему, ни Ане, боялась, как бы у них романа не вышло, а они с Аней выше любви.
Заметив, что сама она, должно быть, ниже любви, Раневская продолжает беспокоиться о брате и об итоге торгов. Трофимов жестко резюмирует, что уже все равно продано, возврата нет, надо взглянуть правде в глаза. Любовь Андреевна говорит, что он так смело решает важные вопросы, потому что молод. Да, он честнее и глубже, чем все они, но она просит пощадить ее, потому что родилась здесь н выросла, любит этот дом, без вишнёвого сада не представляет своей жизни, и уж если так нужно продавать, то пусть продают вместе с ней.
Плача, Раневская вынимает из кармана платок, на пол падает телеграмма. Не заметив этого. Любовь Андреевна продолжает. Она любит Петю как родного и охотно отдала бы за него Аню, но ведь надо же курс закончить, надо остепениться. Трофимов подает ей телеграмму. Раневская сетует, что возлюбленный опять заболел и умоляет ее приехать. Он — камень на ее шее, она идет с ним на дно, но она любит этот камень и жить без него не может. Петя напоминает, что этот человек обобрал ее, он мелкий негодяй и ничтожество, и только она одна не видит этого.
Любовь Андреевна сначала пытается не слушать. а потом, рассердившись, сдержанно говорит, что Пете уже двадцать семь лет. а он все еще гимназист второго класса. Надо быть мужчиной и понимать тех, кто любит; он не выше любви, а просто недотепа, смешно в его годы не иметь любовницы. Петя в ужасе уходит в переднюю. Раневская кричит вслед. что она пошутила.
На лестнице в передней Петя с грохотом падает. Любовь Андреевна идет за ним, просит прощения и уводит танцевать. Фирс, глядя на танцующих, вспоминает, что раньше у них на балах танцевали генералы и бароны, а теперь и почтовый чиновник с начальником станции не в охотку идут. Раневская спрашивает у Фирса, куда он пойдет, если продадут имение, старый лакей отвечает, что пойдет, куда прикажут.
Появляется Лопахин. Его окружают, и купец сконфуженно, боясь обнаружить свою радость, начинает рассказывать, что торги кончились к четырем часам и они с Гаевым опоздали на поезд.
Входит Леонид Андреевич, сестра нетерпеливо бросается к нему со слезами на глазах. Гаев ничего не отвечает на ее расспросы, только машет рукой, плача.
Внезапно он слышит стук шаров в бильярдной, слезы его высыхают, он зовет Фирса и идет к себе переодеваться. Лопахин сообщает, что имение купил он.
Раневская падает в кресло, Варя снимает с пояса ключи, бросает их на стол и уходит. Купец смеется от радости и гордости, что он, малограмотный, купил имение, прекраснее которого нет на белом свете, где его отец и дед были рабами и их не пускали даже на кухню.
Он поднимает ключи, ласково улыбаясь, как бы про себя, замечает, что Варя
бросила связку, демонстрируя, что она уже здесь не хозяйка. В восторге он кричит музыкантам, чтобы те играли громче.
Раневская горько плачет, Лопахин с укором спрашивает, зачем она его не послушалась, теперь уж не вернешь содеянного. В гостиную входят Аня и Трофимов. Девушка становится перед Любовью Андреевной на колени и утешает ее: пусть сад продан, но впереди у матери новая счастливая жизнь. Аня зовет ее с собой в будущее, где они посадят новый сад, мама увидит его, и тихая глубокая радость опустится на ее душу.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
В комнате без занавесей, картин и мебели у входной двери сложены чемоданы и дорожные узлы. Лопахин ждет. Появляются Раневская и Гаев, она не плачет, но бледна и не может говорить. На упрек брата, что, прощаясь, она отдала мужикам свой кошелек, Любовь Андреевна оправдывается, что не смогла поступить иначе.
Они уходят. Трофимов объявляет, что лошади поданы. Лопахину надо в Харьков, и он поедет с ними на одном поезде. Петя собирается проводить всех в город и завтра ехать в Москву. Он советует Лопахину не размахивать руками в прямом и переносном смысле: ведь строить дачи – это тоже значит размахивать.
На прощанье студент добавляет, что у Лопахина тонкая, нежная душа. Купец обнимает его, благодарит и предлагает денег на дорогу, но Петя отказывается — заработал переводами. — к тому же он свободный человек, деньги не имеют над ним масти, он силен и горд и в первых рядах человечества идет к высшей правде, к высшему счастью; он дойдет сам или укажет другим, как дойти. Слышно, как стучат топором по дереву.
Лопахин упоминает, что Леонид Андреевич собирается работать в банке, да только ведь не усидит — больно ленив. Аня просит, чтобы не рубили сада, пока мама не уехала.
Лопахин идет распорядиться. Аня спрашивает у лакея Яши, отправили ли Фирса в больницу, и Яша говорит, что утром велел Егору отвезти старика.
Раневская прощается с домом, горячо целует радостную, довольную Аню. Гаев, бодрясь, замечает, что до продажи сада они волновались, страдали, а теперь, когда дело решено, все успокоились, повеселели даже. Он теперь банковский служащий, да и сестра стала выглядеть лучше.
Раневская соглашается, говорит, что уезжает в Париж и будет жить там на деньги, посланные ярославской бабушкой на покупку имения, только денег этих хватит ненадолго. Аня вся в планах на будущее. Она надеется, что выдержит экзамен в гимназии, начнет работать, мать скоро вернется, они будут жить вместе, читать и перед ними откроется новый мир.
У Любови Андреевны две заботы. Первая — это больной Фирс. (Аня успокаивает ее, что Фирса увезли в больницу.) Вторая печаль — Варя. Раневская так мечтала, что Лопахин женится на ней, но они почему-то сторонятся друг друга. Купец заявляет, что и сам не понимает, почему так происходит, и решается сейчас же покончить с этим делом. Раневская отправляется за приемной дочерью.
За дверью слышатся сдержанный смех, шепот, входит Варя и делает вид, что что-то ищет. Лопахин спрашивает, куда она теперь, и девушка отвечает, что договорилась с Рагулиными, будет у них экономкой. Купец мнется, зачем-то уточняет, что это верстах в семидесяти отсюда, и говорит, что он уезжает в Харьков. Его зовут, и Лопахин, точно ждал только предлога, быстро уходит. Варя, сидя на полу, тихо рыдает. Осторожно входит Любовь Андреевна и все понимает.
Пора ехать. Отъезжающие готовы к выходу. Гаев начинает очередную высокопарную речь, но Аня и Варя останавливают его. Выносят вещи. Все выходят, остаются только Раневская с братом.
Они бросаются друг другу на шею и рыдают сдержанно, боясь, что их услышат. Со двора весело и возбужденно их зовут Аня и Трофимов. Дверь запирают на ключ, экипажи трогаются. В комнате появляется больной Фирс. Он подходит к двери, видит, что заперто: господа уехали, а про него забыли. Озабоченно вздыхает, что Леонид Андреевич, небось, легко оделся, а он, Фирс, недоглядел, затем пристраивается на диване и лежит неподвижно.
Наступает тишина и только слышно, как в саду топором стучат по дереву.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных. Политика конфиденциальности.