4.7
(3)

Стихотворение Н. А. Некрасова «Влас»

       В русском фольклоре и литературе существует множество интерпретаций сюжета о раскаявшемся грешнике.  Несомненная заслуга Некрасова в том, что этот эпический сюжет нашел в его творчестве необычное воплощение, потому что лег в основу стихотворения — жанра, традиционно относящегося к лирическому роду литературы.

       Своеобразие «Власа» точно определил Н. Гумилев, относивший его к числу своих любимых. Он назвал это стихотворение произведением .эпически-монументального типа». Понятия эпического и монументального связаны прежде всего с образом главного героя Власа, именем которого названо стихотворение.  Важную роль в создании образа героя играет композиция. В стихотворении противопоставлен «дядя Влас — старик седой» — кащею-мужику, «великому грешнику».

       Рассказ о Власе-праведнике, страннике обрамляет историю  Власа-грешника. Портрет Власа в начале стихотворения говорит как о роде его занятий (просит на Божий храм), так и  о выполнении религиозного долга (икона на груди, вериги).  Открытый ворот армяка и обнаженная голова создают ощущение открытости Власа по отношению ко всем, с кем он встречается. Палка «с железным наконечником» как посох странника.

       Чем же объясняется та перемена, которая произошла с главным героем? Завязка действия — болезнь Власа, тяжкий недуг, поразивший его за грехи: он сгубил жену, укрывал разбойников, был корыстен и несправедлив по отношению к односельчанам.

       Осознав свои грехи во время болезни, Влас пытается Очиститься:  «… построить церковь божится,   если смерти избежит».  Однако этой жертвы недостаточно, потому что потратить  на Церковь неправедно нажитые деньги не значит искупить вину.  Кульминация превращения Власа-грешника в праведника — адское видение. Стилистически оно восходит к фольклору, о чем говорят персонажи адского действа: псы проворные, ведьма-егоза и всякая адская нечисть.

      Идейно сцена ада связана с «Божественной комедией» Данте, картина грехов человеческих изображается здесь одновременно страшной и ироничной:

«Воют грешники в прискорбии,

Цепи ржавые грызут».

       Картина ада зрима, реальна, хотя и возникает в больном воображении Власа. Психологический перелом наступает, когда Влас приходит к осознанию последнего обета: раздать все бедным и отправиться собирать деньги на храм.  В стихотворении  подчеркивается важность не  столько предыстории героя, сколько его настоящего. Дорогой ценой далось ему прозренье.

«С той поры мужик скитается

Вот уж скоро тридцать лет,

Подаянием питается —

Строго держит свой обет».

      Фигура Власа вызывает не столько сострадание, сколько уважение. Автор говорит о великой силе его души, неутешной скорби — это черты истинно религиозного человека, странника, а к ним с такой любовью всегда относился русский народ . Стихотворение «Влас» занимает в творчестве Некрасова  особое место: будучи певцом народных страданий, поэт  нечасто обращался к религиозной тематике. В этом стихотворении ему удалось создать не только яркий образ человека из  народа, но и изобразить важные черты народа в целом.

     Стихотворение высоко оценивали такие выдающиеся  художники, как Достоевский, Гумилев, Ахматова.  Оно привлекает подлинно народной простотой,  интонацией сказа, песенностью, содержащимся в нем зарядом нравственного учительства.

4.7 / 5. 3

.