5
(2)

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
⦁ 1856 г. — возникновение замысла произведения о декабристах, вернувшихся из Сибири домой после 30-летней ссылки.
⦁ 1860 г. — написание повести «Декабристы» о судьбах Петра и его жены Натальи (Пьер и Наталья из «Войны И мира»).
⦁ 1863 г. — начало написания романа «Война и мир».
⦁ 1864-1867 гг. — создание первой редакции романа.
⦁ 1867 г. — публикация первых глав.
⦁ 1869 г. — публикация романа в журнале «Русский вестник».

Символика названия:
⦁ война — сражения, военные действия; отсутствие мира, согласия;
⦁ мир — отсутствие войны; внутренняя гармония; Вселенная, человечество, жизнь вообще.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Том 1 (1805 г.)
Часть 1. Описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.
Часть 2. Военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение.
Часть 3. «Мирная» (Пьер Безухов женится на Элен Курагиной) и «военные» главы, завершающиеся поражением русско-австрийской армии под Аустерлицем.

Том 2 (1806-1811 гг.)
Описание личных отношений героев, их переживаний параллельно с важными историческими событиями — Тильзитским миром между
Россией и Францией, периодом реформ Сперанского. Предчувствие героями неотвратимых перемен — появление кометы над Москвой.

Том 3 (1812 г.)
Ключевой том, так как в нём описан кульминационный эпизод не только всего романа, но и русской истории XIX в. — Бородинское сражение. Влияние исторических перемен на судьбы и мировоззрения персонажей романа и всего русского народа.

Том 4 (1812-1813 гг.)
Бегство французов из Москвы, Тарутинская битва, многочисленные сцены партизанской войны. Трагические эпизоды (смерть Андрея Болконского и гибель Пети Ростова) переплетены с судьбоносными событиями в жизни персонажей: знакомство Пьера с Платоном Каратаевым, чувства Николая Ростова и Марьи Болконской, встреча Пьера Безухова и Наташи Ростовой.

Эпилог (1820 г.)
Состоит из двух частей. В первой дано описание жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Во второй — рассуждение о значении отдельных исторических личностей в истории народов .

Проблематика:
⦁ судьба народа;
⦁ общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны;
⦁ истинный и ложный патриотизм;
⦁ назначение женщины — сохранение семейного очага. В романе четыре сюжетные линии — четыре семьи: Курагины, Ростовы, Болконские, Безуховы, 550 действующих лиц.

Лагерь «мира»: Ростовы, Болконские, капитан Тушин, капитан Тимохин, русские солдаты, Платон Каратаев, Багратион, Кутузов. 
Лагерь «войны»: Вера Ростова, А. п. Шерер, Берг, Александр 1, Курагины, Растопчин, Наполеон.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
В произведении совмещены элементы семейно-бытового, социально-психологического, философского, исторического, батального романов, а также документальные хроники, мемуары и т. д. Это позволяет характеризовать его как роман-эпопею.

Черты романа
⦁ наличие нескольких разветвлённых сюжетных линий;
⦁ разнообразие человеческих характеров в их развитии;
⦁ описание разных слоёв общества (дворянство, крестьяне, армия);
⦁ соединение исторических событий в переломную эпоху и судеб отдельных людей;
⦁ описание событий совмещается с философскими рассуждениями автора

Черты эпопеи
⦁ изображение событий, меняющих ход истории (Аустерлицкое и Бородинское сражения, пожар в Москве и др.);
⦁ большая протяжённость во времени (15 лет, 1805-1820-е гг.);
⦁ широкий охват пространства (Москва, Петербург, Австрия, Пруссия);
⦁ включение событий общественной и политической жизни (организация тайных обществ, масонство, деятельность Сперанского)

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Темы: война и мир, судьбы народные, нравственные искания героев, смысл жизни, что есть истина и др.
⦁ Идея: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Л. Н. Толстой возвышает русских людей, которые вели оборонительную войну и были сильны верой в правду и добро. Показывает, как живёт народ,  высший идеал которого заключается в простоте, добре и правде. Французы побеждены, так как были ослеплены ложной идеей величия. Но автор осуждает не только французов, но и большинство лиц русского дворянства, таивших под масками приличий коварство, легкомыслие и ничтожество. Простота, добро и правда победили в 1812 г. силу, которая была исполнена зла и обмана.

«Мысль народная»
Идея единения народа — дух и воля не одного человека, а нации в целом являются движущей силой истории. Единение судьбы всех духовно развивающихся героев романа с судьбой народа.

«Мысль семейная»
Семья — смысл жизни. Главные составляющие любой семьи — любовь и уважение друг к другу. В любых трудных ситуациях можно выстоять, если ты силён, а силён ты семьёй.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СРЕДСТВА
⦁ Антитеза: военные действия мирные события; жизнь петербургской аристократии — народная жизнь, поведение солдат на войне.
⦁ Приём сопоставления: образ жизни Ростовых и Болконских; герои Андрей и Пьер; правители Александр 1 и Наполеон.
⦁ Портретная характеристика героев: выделяется отдельная черта в портрете героя, на неё постоянно обращается внимание (большой рот Наташи, сухость черт князя Андрея, старость и дряхлость Кутузова,
жирные ляжки Наполеона).
⦁ «Диалектика души» — детальное изображение духовного развития, изменения внутреннего состояния героев, процесс зарождения и формирования мыслей, чувств, ощущений человека.
⦁ Символика: картины природы символичны (высокое небо над полем Аустерлица; дуб, который князь Андрей видит по дороге в Отрадное; Бородинское поле, омытое после кровавой битвы очистительным дождём).

5 / 5. 2

.