0
(0)

Л. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Сам Толстой даже свидетельствовал сходство «Войны и мира» с героическим эпосом прошлого.

Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Толстого, передавая тончайшие детали и нюансы их поведения.

«Люди как реки», «человек текучая» — вот что лежит в основе взглядов Толстого на человека. Одним из ценнейших свойств человека писатель считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Его любимые герои меняются, те, кого писатель не принимает душой, — статические.Психологический портрет последних достаточно простой, и они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они привлекательны, но хорошие неживой, застывшей красотой. Для психологического анализа этих героев автор использует определенные детали: плоское самодовольное лицо князя Василия, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен. Вообще, портрет героя у Л. Толстого никогда не предполагает подробного описания внешности человека.Писатель выделяет главное: глаза, руки, улыбку.

В облике любимых героев Толстого подчеркнуто все негероическое, ведь они прежде наделены внутренней красотой.Они естественны, способны к самосовершенствованию, к нравственным, духовным исканиям. Для писателя также важно, насколько у героя развито чувство семьи, ведь, по мнению Толстого, человек прежде носителем семейных рис. Наверное, именно поэтому, нелюбимые герои показаны в отрыве от семьи. Если в семьях Ростовых взаимоотношения строятся на любви и самоотдаче, то, например, семья Курагиных не несет в себе «родовой поэзии». Достаточно вспомнить ревность старой княгини к дочери и признание князя Василия в том, что он лишен «шишки родительской любви» и дети — «обуза его существования».

Толстой первым в русской литературе воспроизвел мгновенные изменения душевных состояний своих героев, открыл то, что впоследствии назвали «диалектикой души». А потому в его романе значительное место отводится внутреннему монологу героев.Вспомним, например, эпизод, когда Николай, проигравший Долохову огромную сумму денег, возвращается домой в состоянии полного душевного смятения и, услышав пение Наташи, понимает, что это важно всегда, а остальное — преходяще. Для князя Андрея такими моментами душевных перемен является Аустерлиц с его небом, болезнь сына — под пологом детской кроватки, князю Андрею открывается новый взгляд на жизнь, последние моменты перед смертью, когда «я» полностью растворяется в мире. Человек перед лицом вечного, в ситуациях, когда исчезает необходимость в любых условностях, — именно в такие моменты Толстой испытывает своих героев.

Например, князя Волконского, который ищет смысл в жизни, автор проводит через ряд разочарований: сначала в славе, затем — в общественно-политической деятельности, и, наконец, в любви. Мне кажется, совсем не случайно то, что Андрею суждено умереть, а Пьеру пережить его. Не случайно и то, что Наташа Ростова останется для Андрея всего лишь невестой, а для Пьера будет женой. В разговоре с Пьером накануне Бородинского сражения князь Андрей глубоко осознает народный характер этой войны. Князь Андрей говорит Пьеру, что успех сражения «никогда не зависел и не будет зависеть ни от позиции, ни от вооружения, ни даже от числа, а уже всего от позиции». «А от чего же?» — Спрашивает Пьер. И слышит в ответ: «От того чувства, которое есть во мне, в нем, — он указал на Тимохина, — в каждом солдате».Князь Андрей — богато одаренная натура, но сначала смысл жизни он видит в получении «своего Тулона». Но после ранения под Аустерлицем герой разочаровывается в своих идеалах. Породниться душой с простыми солдатами князю Андрею не суждено. Символично также, что под Аустерлицем князю открылось чистое голубое высокое небо, а под Бородином — земля, которая была так близко, но не шла ему в руки. Любимые герои Толстого — это тоже часть природы, с которой все вышли. Поэтому все, что происходит в природе, находит отклик в их душах. Героям открывается их «личное» небо, с которым связаны важные, порой глубинные изменения в их душах.

Для Л. Толстого вообще важно, как человек относится к другим людям, насколько он способен забыть о себе, по-каратаевськы разлиться маленькой каплей в море человеческих жизней. Не все способны преодолеть свое «я» (Элен, Анатоль Курагин).Некоторые существует исключительно для семьи (мать Ростовых), некоторые умеет соединиться с миром, людьми (Мария Волконская), и только отдельные герои Л. Н. Толстого способны достичь самых высоких вершин духовности.

По Толстому, прекрасная и человек, живущий чувством, потому что разум лишь мешает ощутить мировую гармонию. Сравним, например, взвешенную Соню и Наташу, живущий одними чувствами. Первая не сделала в жизни ни одной ошибки, но не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу.

Толстой создает целую философскую систему, выражающую его взгляды на человека.Рассказав в своем романе об одном из самых сложных моментов в истории России, автор сумел проникнуть в души целого поколения.

Мир человеческой жизни подано в эпопее Л. Толстого через сложное переплетение картин войны и мира, гармонии и дисгармонии в самых разнообразных проявлениях. А саму многозначительное название романа можно считать не только темой, но и основной идеей произведения. Любой разрушительной силе в романе противостоит гармония человеческих отношений.

0 / 5. 0

.