1
(2)

После Тильзитского мира Наполеон и Александр сближаются еще больше, и, когда в 1809 году Наполеон объявляет войну Австрии, русская армия должна воевать против своих бывших союзников. Жизнь обыкновенных людей идет вне зависимости от политических событий.

Князь Андрей за два года жизни в деревне смог осуществить то, чего не сделал Пьер: крестьян одного из имений перевел в вольные хлебопашцы, других освободил от барщины, кроме того, стал учить их грамоте.

Весной он едет по опекунским делам своего сына в Отрадное, к графу Ростову, который был предводителем уезда. Здесь происходит первая встреча Болконского с Наташей Ростовой. Сначала он видит ее бегущей среди других девушек и не понимает, почему она смеется. Веселости девушки вторит сама весенняя природа: кругом хорошо, радостно.

Князю Андрею становится больно: ведь он решил, что должен просто доживать свой век вдали от всех, от общей жизни. Поздно вечером, открыв окно в своей комнате, Болконский слышит голос Наташи наверху. Она также смотрит в окно и, наслаждаясь красотой весенней ночи, говорит Соне, что хочет полететь. Соня не понимает ее состояния.

Она говорит, что Наташа упадет. Болконский, вдохнув аромат весны и услышав голос Наташи, засыпает молодым сном, забыв все свои мысли. По приезде в свое имение князь Андрей решает, что жизнь в 31 год еще не кончена и должна идти вмести с другими, чтобы на всех отражаться. Все должны жить вместе с ним.

Болконский едет в Петербург, зная, что там продумывают гражданские и военные реформы. Первыми руководит Сперанский, вторыми — Аракчеев. Последний не принимает идеи Болконского относительно военных реформ. Сперанский, напротив, приближает к себе князя. Андрей думает, что Сперанский должен решить судьбу России, но в нем Болконского изначально раздражает слишком большое презрение к людям.

Кроме того, Сперанский никогда не сомневался в правоте своих мыслей, что было обычным для князя Андрея. Сначала это качество привлекает Болконского.

Пьер не удовлетворен состоянием дел в масонской ложе и не доволен собой. Он хочет деятельного участия в делах мира. Безухов сам, на свои средства, содержит в Петербурге
дом для бедных, основанный масонским орденом. Считая, что русское масонство идет по ложному пути, он едет за границу.

Вернувшись, Пьер выступает в ложе, говоря о необходимости действовать, помогать людям достойным и противостоять порокам и глупости. Речь его оказалась совершенно непонятой, хотя вызвала обсуждение.

Пьер впадает в состояние тоски. Он едет в Москву, чтобы повидаться с Осипом Алексеевичем Баздеевым. Все, что происходит в его жизни, все мысли и переживания Пьер записывает в дневник. Рассуждая, что он должен протянуть руку просящему, Пьер воссоединяется с женой. Они живут в одном доме на разных этажах.

Общество воспринимает Пьера как чудака, мужа прелестной и умной женщины, который ей совершенно не соответствует. В свете Пьер ведет себя благодушно, никому и ни в чем не мешает, всем одинаково рад и остается при этом совершенно равнодушным. Он с неприязнью относится к Борису Друбецкому, который часто бывает у Элен. Однако Безухов старается, помня заповеди масонства, избавиться от грехов: зависти, лени, чревоугодия, ненависти, самолюбия.

Ростовы приезжают в Петербург. Их материальное положение не восстановилось, однако живут они так же гостеприимно, как и раньше. Веру выдают замуж за Берга. К Ростовым с визитом является Борис Друбецкой. Он хочет показать Наташе, что их детские отношения не могут быть сохранены.

Все изменилось с тех пор очень сильно: у него прекрасное положение, его ждет еще более блестящее будущее, он может жениться на одной из самых богатых невест Петербурга. Но, попав к Ростовым, Борис против воли чувствует тягу к Наташе и перестает бывать у Элен.

Однажды Наташа прибегает в спальню к графине (эти беседы по душам на ночь очень любили мать и дочь) и говорит с ней о Борисе. Графиня видит, что Наташа вскружила ему голову, но так не может продолжаться, потому что она сама его не любит. Кроме того, Борис беден. Наташа отвечает матери, что замуж за него не пойдет, а он пусть ездит просто так. На следующий день графиня говорит с Борисом, и он перестает бывать в доме Ростовых.

В Петербурге накануне 1810 года один из старых вельмож екатерининского времени устраивает новогодний прием, на котором должен быть сам государь. Ростовы приглашены на этот бал. Когда все готовятся к этому событию, Наташа беспокоится, чтобы были красивы Соня и мать. Когда ей подшивают платье, она бросается к ним что-то поправить в их туалете. Наконец Ростовы приезжают на бал. Это первое великосветское мероприятие в жизни Наташи.

Здесь вся петербургская элита: Элен, Анатоль Курагин, а также Пьер и князь Андрей Болконский. Наташа чуть не плачет оттого, что к ней не подходят кавалеры. Пьер просит Болконского пригласить ее. Наташа и Андрей танцуют, он восхищен ее прелестью. С этого момента девушку наперебой приглашают молодые люди, она безмерно счастлива.

Ростова совершенно не замечает того, что замечают все светские люди: с кем и как говорил государь. В то время как Наташе весело и князь Андрей тоже чувствует себя счастливым, Пьер страдает от своего одиночества, от того, какое место занимает его жена
в высшем свете.

Болконский начинает ездить в дом к Ростовым. Все понимают, что он делает это ради Наташи. Князь Андрей просит ее руки. Наташа -любит Болконского, и предложение принято. Князь едет к отцу, чтобы получить согласие на брак, однако старый князь этому не рад и дает согласие только с условием, что свадьба будет отложена на год. Князь Андрей уезжает, о помолвке никому не говорят.

Болконский хочет, чтобы Наташа не была связана словом и проверил а свои чувства. Девушка очень страдает от разлуки с возлюбленным.

Княжна Марья получает письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он пишет о своей любви к Ростовой, объясняет, почему, приехав в Лысые Горы для разговора с отцом, ничего не сказал ей: он знал, что сестра будет заступаться за него и вынесет на себе крутой нрав отца. Теперь он просит княжну Марью поговорить с отцом, чтобы он позволил сократить срок ожидания свадьбы на три месяца.

Княжна идет к отцу, и тот отвечает, чтобы подождали, пока он умрет. С тех пор старый князь начал вести себя с дочерью еще более резко и насмешливо. Он спрашивает, отчего бы ему не жениться на мадемуазель Бурьенн, и действительно приближает к себе француженку.

В такой ситуации воспитание маленького Николушки и религия становятся для княжны Марьи единственной отрадой. Она не понимает, почему люди борются здесь, на земле, где жизнь есть мгновение. Марья думает, что ей нужно оставить семью и идти странствовать, молясь за людей, как ее любимая странница Федосьюшка. Но ее удерживает любовь к ребенку и к больному отцу.

1 / 5. 2

.