4.5
(2)

Пьер Безухов отходит от прежней жизни в соответствии с заповедями масонства. Он снова предается развлечениям, играет в карты, много пьет. Пьер уезжает из Петербурга в Москву, где ему становится легче.

В Москву приезжает старый князь Болконский с Марьей и внуком. Княжне в последнее время очень тяжело: она живет затворницей, потому что отец не пускает ее в свет, надежды на замужество рухнули окончательно, так как князь со злобой выпроваживал молодых людей, которые могли бы быть женихами. Старый Болконский часто впадает в гнев и бешенство, и все это обрушивается на его дочь.

Милость князя Болконского смог заслужить Борис Друбецкой. Дело в том, что Борис выбирает себе богатую невесту — или княжну Марью, или Жюли Карагину. Планы Друбецкого объясняет княжне Марье Пьер. Бориса больше привлекает Марья, однако она не поддерживает его попытки заговорить о чувствах.

Жюли Карагина, напротив, ласкова к Борису, но он не может пересилить себя и сделать предложение. Только заигрывания Жюли с Анатолем Курагиным заставляют его поторопиться с предложением, чтобы не упустить выгодную партию.

Граф Ростов с Наташей по совету Марьи Дмитриевны Ахросимовой, у которой они остановились в Москве, наносит визит князю Болконскому. Илья Андреевич робеет, боится встречи со старым князем. Болконский Ростовых не принимает, их встречает мадемуазель Бурьенн и провожает к княжне Марье.

Граф оставляет Наташу с Марьей, чтобы они могли поговорить, и уезжает. Разговора не получилось: девушки не понравились друг другу. В частности, мешает им понять друг друга мадемуазель Бурьенн, не выходившая из комнаты ни на минуту и говорившая только об увеселениях столичной жизни. Кроме того, в комнате появляется старый князь — в халате и в колпаке.

Наташа спешит уехать от Болконских. Дома она, оскорбленная приемом старого князя, рыдает. Чтобы утешить Наташу, Марья Дмитриевна достает билеты в оперу. Там происходит знакомство Наташи с Анатолем Курагиным, который проявляет к ней явный интерес. Знакомству способствует Элен, специально пригласившая Ростовых в свою ложу.

Когда Ростовы уезжают из театра, Анатоль пожимает ей руку выше локтя. Наташа утешает себя, говоря, что она ничего не сделала, однако чувствует, что утратила всю чистоту любви к князю Андрею.

Элен посещает Ростовых и приглашает к себе в гости. Она говорит Наташе, что Анатоль вздыхает по ней. Ростовой неловко, ведь она любит князя Андрея. Элен говорит, что любовь к жениху вовсе не повод запереть себя и он, конечно, желал бы, чтобы она ездила в свет. И Ростова доверяется Элен, которая,
как ей кажется, любит ее.

В доме Элен Анатоль не спускает с Наташи глаз, хотя граф старается не отпускать ее ни на минуту. В какой-то момент они все же остаются наедине, и Анатоль говорит о своей любви и целует Наташу. Девушку мучает непонимание происходящего. Она знает, что любит князя Андрея, но думает, что Анатоля любит тоже, ведь не могла же без любви допустить такое. А ее любовь к Анатолю означает, что он добр и благороден.


Марья Дмитриевна передает Наташе письмо от княжны Марьи, где она выражает свое глубокое сожаление, что их разговор не получился. Болконская пишет, что не может не
любить невесту брата, а также что ее отец больной и старый, но великодушный человек.

Наташа пытается написать ответ, но не может. Ей приносят другое письмо — от Анатоля Курагина. Он пишет, что или будет любим ею, или умрет. Анатоль знает, что родные Наташи не отдадут ее за него замуж. Но если она его любит, то ничто не помешает их блаженству: он увезет ее.

Письмо, сочиненное Долоховым, находит и читает Соня. Она пытается пристыдить и образумить Наташу, но все бесполезно: девушка не хочет допустить мысли о неблагородстве Курагина. Она злится на Соню и тут же, не думая, пишет письмо княжне
Марье, сообщая, что за князя Андрея не выйдет. Граф уезжает в свое подмосковное имение, чтобы решить вопрос о продаже, а Марья Дмитриевна везет Наташу и Соню на большой званый обед к Курагиным. Соня замечает странное поведение Наташи. Дома она пытается выяснить, что происходит. Соня предупреждает Наташу, что та погубит себя.

Ростова кричит, что готова пойти на это и ненавидит Соню. Девушка понимает, что Наташа решила бежать с Курагиным. Она решает не допустить этого и тем самым доказать Ростовым, что благодарна им и достойна Николая. Она караулит у двери, где ее находит Марья Дмитриевна и велит во всем признаться.

Анатоль готовится к тому, чтобы похитить и увезти Наташу за границу. Обвенчаться с ней он не может, потому что уже женат, но за плату, которую получает его тесть, слывет за холостого человека. Анатолю во всем помогает Долохов. Для бегства готовы сани, соболья шуба для Наташи, вызван ямщик Балага, который не раз служил Курагину и Долохову и может в три часа довезти до заставы. Но когда Анатоль с Долоховым входят во двор, появляется слуга Марьи Дмитриевны и просит Анатоля пожаловать к барыне.

Долохов понимает, что это провал, и в последнюю минуту выбегает с Анатолем за калитку. Марья Дмитриевна стыдит Наташу. Ростова рыдает и кричит, затем почти не разговаривает. Наташа ждет Анатоля и не понимает, что произошло.

Марья Дмитриевна все рассказывает Пьеру, который в свою очередь сообщает ей, что Анатоль женат. Безухов также говорит об этом Наташе, затем едет к Элен, где находит Анатоля. В гневе он говорит жене, что вокруг нее всегда разврат и зло. Анатолю он
приказывает немедленно покинуть Москву и никому ни слова не говорить об истории с Ростовой. Анатоль уезжает в Петербург.

В Москву приезжает князь Андрей, до которого доходят слухи о Наташе. Он через Пьера возвращает невесте ее письма и расторгает помолвку. Безухов жалеет Наташу. Он говорит Андрею, что она была при смерти. Князь не может простить ее. Пьер едет к Наташе, чтобы вернуть ей ее письма теперь бывшему жениху. Она, рыдая, говорит, что мучается, потому что причинила Болконскому зло.

Безухов жалеет ее. Он чувствует к Наташе любовь. Пьер выходит из дома Ростовых обновленным и видит на небе яркую комету. Идет 1812 год.

4.5 / 5. 2

.